18 февраля 2020

Отечественные ученые разработали метод повышения устойчивости самолетов к молниям

Отечественные ученые разработали метод повышения устойчивости самолетов к молниям

Российские специалисты в области материаловедения создали способ, сокращающий риск аварий по причине плохих погодных условий. Такого эффекта удалось добиться за счет увеличения прочности материала, которым покрывают некоторые части самолетов.

Ученые МИЦ «Композиты России» МГТУ им. Н. Э. Баумана разработали метод повышения устойчивости полимерных композиционных материалов к межслоевому сдвигу. Метод заключается в предварительной обработке углеродных лент ионизированным газом, после чего на них методами вакуумно-дугового или магнетронного напыления наносят тонкие слои титана и стали. За счет предварительной обработки ионизированным газом улучшается связь между слоем металла и углеродного волокна. После напыления металла ученые формировали образцы композитного материала, которые впоследствии испытывались на межслоевой сдвиг.

Результаты исследований говорят о большей эффективности метода магнетронного напыления, применение которого обеспечивает гораздо более высокую сопротивляемость межслоевому сдвигу, отмечают ученые.

Анализ результатов экспериментов также показал, что важным аспектом повышения прочности является контроль времени ионной обработки материала. Увеличение времени обработки материала заряженными частицами способствует укреплению межслойных связей между молекулами, которое упрочняет материал на 20 % или более. «Композиты России» выяснили, что для получения наилучшего эффекта необходимо ограничение процесса металлизации по времени до трех минут. Превышение этого лимита приводит к стремительной потере веществом своей устойчивости к повреждениям из-за нарушения и ослабления связей между молекулами.

«Разработка нового способа повысит устойчивость полимерных композитов к повреждениям, увеличит их надежность, что немаловажно для аэрокосмической промышленности. Увеличение прочности и функциональности конструкции самолетов позволит несколько обезопасить полеты в опасных условиях — например, во время грозы. Удар молнии не будет так опасен, как сейчас. Более того, металлизация полимерных композиционных материалов при использовании их в производстве увеличит срок службы оборудования», — прокомментировал Владимир Нелюб, кандидат технических наук, директор МИЦ «Композиты России» МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Фоторепортаж

Отечественные ученые разработали метод повышения устойчивости самолетов к молниям Отечественные ученые разработали метод повышения устойчивости самолетов к молниям

Ваш браузер — Internet Explorer

К сожалению, этот браузер уже устарел: он уже не поддерживает новые веб-технологии и не соответствует современным веб-стандартам, поэтому некоторые элементы на странице могут отображаться некорректно. В этой связи, рекомендуется обновить Ваш браузер до последней версии или использовать альтернативные браузеры бесплатно, такие как Google Chrome, Mozilla Firefox, Yandex, Opera