"Машиностроительные технологии" начал отсчет времени своего и развития в 1868 году, когда Императорское московское техническое училище получило статус высшего специального заведения и приступило к подготовке инженеров на отделениях: "Инженерно-механическом" и "Инженерно-технологическом" Выдающуюся роль в становлении и развитии технологической науки сыграли профессора Училища В. А. Малышев и А. П. Гаврнленко, фундаментальные труды которых (Малышев ВА "Технология металлов и дерева", изданная в 1879 году, Гавриленко АИ "Механическая технология металлов" изданная в 1894 году) во многом предопределили направление высшего технического образования в России.

Основатели научных школ факультета - проф. И.М. Беспрозванный, проф. А.П. Гавриленко, проф. Г.М Головин, проф. А.И. Зимин, проф. В.М Кован, акад. Г.А. Николаев; проф. Н.Н. Рубцов, проф. М.А. Саверин, проф. И.И. Сидорин, проф. К.К. Хренов, акад. А.И. Целиков.

Дальнейшее развитие промышленности потребовало новых технологических подходов, более проработки отдельных технологий и обусловило современное научное разделение по обработки. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) признал научную школу проф. Дальского АМ. "Технологическая наследственность в машиностроении".

В настоящее время двенадцать профилирующих кафедр факультета готовят инженеров широкого профиля с фундаментальным университетским образованием и специальной профилирующей подготовкой. Учебный процесс ведут 66 профессоров, докторов технических наук, 190 доцентов, кандидатов технических наук, 42 старших преподавателя и ассистента, среди которых 13 академиков, действительных членов и членов-корреспондентов различных академий.

Основные данные кафедр факультета на 2002 год, приводимые далее, дают возможность ознакомиться с основными направлениями научных исследований, базовыми курсами, курсами специализаций, составом преподавателей кафедр факультета и некоторой другой.

С 1868 г. в Императорском московском техническом училище началась подготовка инженеров, способных создавать технологические процессы обработки металлов, конструировать и строить технологические машины. Острая необходимость в таких инженерах-универсалах для России была обусловлена выдающимися фундаментальными научными открытиями и техническими изобретениями того времени, которые в истории техники названы промышленным переворотом. Его важным результатом стало возникновение отрасли машиностроения, выпускающей машины для других фабрик и заводов.

К 30 годам XX века потребности промышленности в более глубокой разработке отдельных технологических процессов привели к необходимости организации специальных кафедр для подготовки инженеров по отдельным технологическим направлениям: материаловедение и термическая обработка, прокатка и волочение, литейное производство, кузнечно-штамповое производство, технология механосборочного производства.

Исследования, проводимые учеными факультета, отражая мировые тенденции развития индустриального общества, были в основном сосредоточены вокруг проблем автоматизации и механизации в промышленности и связаны с созданием автоматических машин и автоматических линий.

Прошло время, технологии и техника машиностроительного производства изменились неузнаваемо. Так, в обработке давлением традиционная механическая штамповка дополнилась штамповкой взрывом и магнитным полем, формированием деталей из порошковых материалов. Обработку резцами, шлифовальными кругами и т.п. дополнили электроискровая, анодно-механическая и другие методы размерной обработки.

Появились десятки новых методов сварки, в том числе диффузионная, сварка взрывом. Возникли принципиально новые технологические направления, основанные на фундаментальных физических эффектах: лазерная и электронно-лучевая обработка.

За эти годы на кафедрах факультета появились авторитетные научные школы, часть которых получила мировое признание. Факультет гордится такими выдающимися учеными и педагогами, как академики Российской Академии наук Г.А. Николаев (сварка) и А. И. Целиков (металлургическое машиностроение), члены-корреспонденты РАН А.М. Дмитриев (обработка давлением) и Н.П. Алешин (сварка). На факультете работают более двадцати лауреатов Государственных премий и премий Правительства РФ.

Могучий толчок машиностроительным технологиям дал в последние годы расцвет рыночной экономики и связанные с этим огромное разнообразие изделий, перенасыщенность рынка высококачественной продукцией, обострение конкурентной борьбы на рынках сбыта. В этих условиях важнейшим условием успеха и процветания стало высокое качество продукции, удовлетворение постоянно растущих требований. Девиз: "Качество или смерть!"стал лейтмотивом производственной и научной деятельности предприятий и объединений, даже фирм с мировым именем.

Основой обеспечения качества был и остается уровень технологий производства. Более того, именно уровень машиностроительных технологий стал на сегодня важнейшим фактором не только экономического могущества страны, но и ее национального престижа, авторитета в мире.