Порог Падун

Описание водного туристического путешествия, совершенного в период с 19 по 30 июля 2001 г. в районе Центральной Карелии по маршруту:

г. Москва – ст. Сосновец – оз. Машозеро – р. Тунгуда – мост шоссе Москва-Мурманск - ст. Идель - г. Москва.

Протяженность активной части маршрута-------------------------- 50 км

Продолжительность активной части маршрута------------------- 9 дней

Количество участников------------------------------------------- 4 человека

Средства сплава--------------------- 2-х местные байдарки “Таймень-2”

Уровень воды:---------------------------------------------------------- средний

 

Поход проходил в максимально расслабленном режиме и содержал четыре днёвки (каждая через один ходовой день). Ходовые дни не превышали 20 км, а днёвки были заполнены купаниями, загораниями, ловлей рыбы, собиранием ягод, игрой в карты, застольными беседами, баней и прочими радостями жизни. Пороги из себя серьёзных опасностей не представляли. У самых сложных из них, на наш взгляд, категория не выше третьей (на фотографии выше показан основной порог реки - ПАДУН).

 

УЧАСТНИКИ ПОХОДА

Капитаны :

Андрей

Андрей

(ЛЬВОВИЧ или АДМИРАЛ)

Паша

Паша

(ЭЛЬФ)

Матросы :

Катя

Катя

Рома

Рома

(тоже ЭЛЬФ)

 

Все участники похода (кроме Андрея) были дебютантами, увидевшими Карелию первый раз. Двое из них (Паша и Рома) написали дневник похода, за что им огромное спасибо. Вам предлагается посмотреть на Карелию их широко раскрытыми глазами.

 

ДНЕВНИК ПОХОДА

День первый.

19.07.01 (Москва - посадка – поезд)

Поезд Москва-Мурманск. 16.05. При посадке в поезд обнаружили, что в качестве проводников с нами едут молодые стажеры и стажерки. Они сразу проявили комсомольскую бдительность, объявив, что у нас “не габарит”. Были посланы. Однако через час после отхода, заявились к нам в купе со “старшей”. После некоторого препирательства ушли. Опять пришли с какой-то книжкой, в которой был некий пункт, касающийся байдарок. В общем, снова ушли. Пришли. С безменом. Оторвав у одной упаковки под шкуру лямку, что-то взвесили. Потом взвесили рюкзак. Про карандаши не подумали, что они, в общем-то тоже относятся к байдарке (основной взвешивающий был не совсем трезв). Сказали, что все нормально. Ушли. Больше не приходили.

Наконец мы расслабились, посидели за праздничным столом. Повспоминали весенний поход на Торопу. Уснули. Паша не помнил как.

День второй.

20.07.01 (Поезд - высадка – Карелия. Сосновец)

Проснулись и, позавтракав, под пивко стали осматривать пейзаж за окном. А там уже была Карелия. Прикольно это было. Выходили на станциях дышать карельским воздухом. Видели катамаранщиков (женщины, дети и один мужик – наверное главный), которые слезли на станции Медвежая гора поколбаситься на прилегающих к ней озерах.

Доехали до нашей станции – Сосновец и благополучно десантировались (в единственном числе), после чего были подхвачены местными предприимчивыми молодыми ребятами на шикарном ГАЗ-66. До Машозера ехать часа полтора. После небольшой торговли мы погрузились в авто. Часов в пять выгрузились в назначенном месте и начались сборы. На них ушло часа два. Еще час перекусывали, отметив прибытие на карельскую землю. Вышли. Через час-полтора нашли более-менее приличное место для стоянки и последующей дневки. Зачалившись, начали выгружаться. Паша и Рома долго возились с палаткой (первый раз с ней все-таки), переоделись в трико – а-ля VI век и характерные кофты. После чего стали называться не иначе, как ЭЛЬФЫ (далее по тексту – Эльфы – это Паша и Рома). Андрей и Катя устроились гораздо быстрее. Приготовили ужин, перед этим купнувшись. За праздничным столом сидели довольно таки долго – часов до трех. Некоторые пытались отрубиться еще около стола, причем совсем не помнят этого. Но верные друзья отвели их по палаткам. Уснули.

День третий.

21.07.01. (Дневка)

Встали часов в двенадцать. Позавтракали, повалялись, позагорали. Потом, купнувшись, Эльфы пошли вверх по реке, с целью порыбачить и осмотреться (все-таки первый раз в Карелии). С их жалких детских удочек сорвались две щуки. С горя они прошли приблизительно километров пять, развернулись и поползли назад. Львович немного огорчился, когда узнал, что мальчики пришли пустые. Пообедали, отдохнули, собрали немного черники, и вечером у нас были блины с черничным вареньем. Параллельно проходило снятие стресса, и стала понятна поговорка – “В Карелии без водки делать нечего”. Посидели, поговорили и легли спать. С утра вроде бы планировался ходовой день.

День четвертый.

22.07.01. (Ходовой день)

Пошли вдоль берега озера минут сорок (в основном ловя рыбу). Услышали характерное шкворчание – впереди образовалось подобие разрушенной плотины, на карте обозначенный как порог ДОМАШНИЙ. Адмирал вышел на берег для просмотра, у Павлика это был первый порог в качестве капитана, у Ромы вообще первый визуально воспринятый порог. Вследствие этого во второй (Эльфовской) байде запуталась леска для ловли щуки, и потребовалось потом минут тридцать, чтобы ее распутать. Что касается порога, то он представляет собой два слива - идти нужно влево. Далее шевера – метров 100-150. Адмиральское судно просто взяло и прошло ее. Эльфы вроде тоже прошли, и метров за пять до конца шиверы Рома в шутку сказал: “ А может кильнемся?”. Естественно поймали камень. Поскольку у обоих Членов этого экипажа это был первый камень в жизни (сидя в лодке), то где-то минуту они просто не понимали, что же произошло. Потом догадавшись в чем дело, они в течение минуты пытались слезть с него, но в силу неопытности они встали поперек течения и Паша крикнул: ”Рома! Сейчас будет киль.” Это видно их подстегнуло и кое-как, но вполне безболезненно, они свалились с камня.

Далее было два озера: Верхняя Козеламбина и Нижняя Козеламбина. Порвав пару раз леску, в конце второго озера встретили дух местных рыбаков. Поздоровавшись, и перекинувшись парой дежурных фраз, мы пожелали друг другу удачи. Вроде бы распрощались, но тут эти местные ребята обеспечили нам “прикольное” прохождение маршрута одной единственной фразой: ”Будете на ПАДУНЕ, передавайте привет. Там у нас знакомый утонул, кстати, тоже москвич.” Эльфы стали судорожно копаться в многочисленных описаниях (раньше дальше второй страницы дело не доходило) и действительно нашли обстреманные вещи про этот пресловутый ПАДУН, и еще про порог КРИВОЙ, и еще про шиверу перед ПАДУНОМ, длиной в 700 метров и т.д. Естественно, все последующие фразы и действия были связаны с ПАДУНОМ и КРИВЫМ. Было решено обязательно кильнуться в КРИВОМ (если бы они знали, что будет на самом деле, приколов бы было меньше).

Далее был порог СУХОЙ. Пройден был на раз-два-три. К тому же в конце порога была пара довольно приличных валов, так, что Ромик (матрос второй прикольной байды) получил воды к себе по самое не балуйся. Далее было еще два порога – СУХОЙ и ТРЕХРЯЖЕВЫЙ – ничего особенного, длиной по 100-150м. Правда попадается ЗАПОДЛО, в виде бревен, у которых отсутствуют первичные (не торчат из воды) и вторичные (от них почему-то не расходятся усы) признаки (не половые). На одну такую неприятную корягу Эльф-байда уселась. Что характерно, байдарка АДМИРАЛА почему-то прошла все эти дела без проблем (и правда – почему?).

Проплывая по озеру Каверо-Лампи, Эльфы поймали щуку, причем Павлик вытаскивал, а Ромик убивал (грязный эколог. Прим. ред.). Далее – порог КРИВОЙ. Пришлось сделать два резких маневра, причем на приличной скорости. Эльфы еле-еле ушли от 1,5метровой глыбы торчащей из воды. После КРИВОГО проплыли полуразрушенный мост, на котором устроили перекус. По словам АДМИРАЛА у Ромы и Паши в глазах светился дикий восторг, – действительно было круто и прикольно, а после того как было выпито n-ное количество то ли водки, то ли перцовки, команда тронулась дальше. Через 10 мин. Рома и Паша признались друг другу, что оба в “ЛОСКУТЫ” пьяные и что им по-фигу ПАДУНЫ и КРИВЫЕ. Что характерно, оставшиеся в этот день пороги были взяты без сучка и задоринки.

За порогом КОРБО-КОШКИ встали на дневку, причем Паша и Рома, разглядывая на следующее утро порог с берега (читай - трезвые) решили, что без водки они его так просто не взяли бы. Поставили палатки, приготовили ужин. За ужином обсуждали этот крутой день. У Паши, Ромы и примкнувшей к ним Кати (тоже впервые увидевшей Карельские пороги) была масса впечатлений и накопленного стресса, что усилено заливалось. Ели пойманную щуку. Львович был, как всегда, спокоен и предлагал Эльфам назавтра заняться баней. Легли поздно.

День пятый.

23.07.01 (Дневка).

Встали. Приготовили завтрак. Позавтракали. Паша и Рома задокументировали предыдущий эмоциональный день. Потом, вспомнив, что предполагалась баня (благо на берегу была заготовка-куча камней, с отверстием для дров) по совету АДМИРАЛА завалили сосну. Завалили -сильно сказано, т.к. при падении она (сволочь) зацепилась за соседние деревья . Пришлось прибегнуть к помощи Львовича, после чего потихоньку начали ее пилить. Пилили – час. АДМИРАЛ в это время сделал каркас бани и мы потихоньку ее затопили. Пообедали. Отдохнули. Пошли собрали черники - на компот. Львович в это время поймал несколько щук и одного окуня. Часов в восемь пошли в баню - больший кайф представить трудно: паришься, окунаешься, пьешь компот, опять паришься, постучишь березовыми вениками по товарищам, а они по тебе и т.д.– КАЙФ. Парились часа полтора. Потом коптили рыбу и под перцовку ее съели. Легли спать расслабленные и довольные. Кстати после встречи с рыбаками Эльфы часа по два ежедневно перечитывали описания предстоящих порогов.

День шестой.

24.07.01 (Полу - ходовой день).

Вышли в три часа. 6 км проплыли широким плесом, который благополучно закончился озером Корбоярви. За ним полуразрушенная плотина – проходится по центру и порог ТИМОНИН. Порог достаточно сложный, а мы без просмотра пошли в него, причем Адмиральское “Каноэ” село на камень, слезали они с него довольно-таки долго –Львовичу пришлось даже вылезать из байды. Мы скорректировали курс и пошли правее –слева была каменная гряда. Вроде бы круто прошли и уже приготовились бурно это отметить, как перед нами выросла здоровенная глыба, уходящая по течению в небеса (прав был Львович, когда говорил, что нельзя расслабляться, пока не пройдешь весь порог). В самый неподходящий момент, когда кажется, что уже все, попадается КАМЕШЕК и наступает ПИНЦЕТЫЧ тебе и байде ( в худшем конечно случае). В общем Эльфы просто на нее заехали, причем капитально. АДМИРАЛУ (как он потом скажет) показалось, что байдарка вот-вот сломается пополам. Чувствуя, что начинается “Галстук” Паша выпрыгнул из лодки и стащил ее с камня, а поскольку в этом месте было довольно приличное течение он “пошел” по камешкам аккурат за лодкой. Вдруг камешки прекратились, и Паша уже поплыл за лодкой. Берег был недалеко и все быстро благополучно закончилось. Это было первое более-менее экстремальное действо со стороны эльфов, причем самое безобидное из всех последующих.

Далее были шиверы, некоторые из которых требовали маневров. За одной из них встали на дневку. В этот день шли всего два часа. Вторая байда (Эльфы) пошли на разведку дальше, но пройдя примерно километр ничего приличного не нашли. Единственное, услышали что-то довольно таки громкое невдалеке. Подумали, что это порог МЕДВЕЖИЙ. Вернулись в лагерь. Стоянка была вроде бы ничего, но проявились проблемы с дровами. Кое что нашли, Львович поймал рыбу (несколько), тут же ее пожарили, сняли стресс поужинали, поужинали, сняли стресс и т.д. Легли спать.

День седьмой.

25.07.01 (Дневка).

Встали поздно, где-то в двенадцать. Позавтракали, побалдели и т.д. Паша и Рома в палатке усиленно записывали в дневник перепитии предыдущего дня. Потом они пошли дальше по реке, половить рыбу и осмотреть тот порог, который слышали вчера, но до которого не дошли. Рыбу естественно не поймали, в основном водоросли (был отпущен один окунь). Дошли до порога. Вполне приличный. Осмотрели. Постремались, поприкалывались и пошли назад. Пообедали, отдохнули и оставшийся день посвятили ловле щуки при помощи спиннинга. В основном были одни зацепы, ничего не поймали (АДМИРАЛ, естественно, - исключение). Поужинали. Легли спать.

День восьмой.

26.07.01. (Суперходовой день)

В этот день предстояло дойти до ПАДУНА, а это от нашей стоянки по карте где-то 20 км. Поэтому встали рано, позавтракали, собрались и отчалили.

Дошли до порога, который днем ранее “обследовали” Паша и Рома. Пошли с ходу без проблем. Круто повернули на право и сперва услышали, а потом и увидели вторую ступень, тоже довольно приличную. По описаниям получалось, что это порог СТАРООСТРОВСКИЙ (что впоследствии подтвердилось). Прошли без проблем. В третью ступень вторая байда зашла только со второго раза, на входе был узкий слив, обрамлявшийся обливняками, на один из которых ОНИ и сели.

Где-то через 5 мин. до нас донесся шум приближающегося очередного порога. Еще 5 мин. мы шли в ожидании его. Наконец слева появилась ряжевая стенка (поперек реки) и справа от нее - порог МЕДВЕЖИЙ. С воды не видно ни захода, ни возможности для дальнейших маневров. Капитаны вышли на просмотр. Катя пошла по берегу. Павел сомневался, но Львович, как всегда спокойно сказал: ”Будем брать”. Паша пошел к лодке и сказал Роме: ”Надевай каску. Будем брать”. Надо было точно зайти в слив, по струе врубиться в приличную бочку, пропилить дальше несколько валов и резко уйти влево, дабы обойти здоровый камень, на который несло струей. Адмирал все сделал безукоризненно, поймав, правда в конце пару камней. Для Паши же основным (помятуя о предыдущем пороге) было грамотно зайти и врубиться в бочку, что было сделано с блеском, но был забыт этот здоровый камень. Воспоминания капитана (Паши). ”Меня захватила эйфория от крутого прохода порога, и я забыл про этот несчастный камень. Только по отчаянной жестикуляции Львовича, призывавшего нас уходить левее, я понял, что глыба прямо по курсу”. Вернее она как раз была левее. Влево не успевали, поэтому было принято единственно правильное решение – уйти правее, что еле-еле успели. Справа была гряда камушков, пару из них Эльфы естественно поймали, но быстро слезли с них и пошли дальше, встретив на своем пути еще несколько порогов. Попадались не только простые, но и требующие определенных маневров. Паша и Рома уже настолько приноровились, что последний из порогов – перекат Торсовый прошли первыми. После него на правом берегу устроили перекус. Шел мелкий дождь. Мы уже привыкли, что во время дневок светит солнце, а во время ходовых дней идут кратковременные дожди.

После перекуса, пройдя где-то час широким плесом, вышли к озеру Луголамбина. В конце озера вошли в левую протоку, оставив справа аппендикс Тунгуды – Деккалручей. По описаниям после этого раздвоения должны были начаться пороги. Пройдя минут десять, мы поняли, что это были не пустые слова. Понеслась: порог сменяла шивера, минуты две спокойная вода и опять по-новой. Попадались пороги по 400-500 метров. Все были пройдены безукоризненно, а в одном из них Эльфы даже сделали разворот на 360° , пройдя метров пятьдесят кормой вперед. По карте все эти препятствия носили названия Ряжи Арбата, Арбатский, и т.д. – мы сбились со счета. Один из порогов был довольно мощный и мы подумали, что это был порог КРИВОЙ. Мы его сделали. Но не тут-то было: впереди показалось нечто большое и шумное. Подойдя поближе, мы поняли, что это и есть порог КРИВОЙ. Вышли на левый берег для просмотра. Собственно говоря, осматривать надо было только заход в порог. Потом метров семьсот валы, бочки, камни и т.д. В промежутках попадалась в размере тридцати метров стоячая вода. Вышли. Прошлись вдоль берега до середины порога, Вернулись назад. Паша с надеждой посмотрел на АДМИРАЛА, и услышав уже привычное ”Будем брать” погрузился к ожидавшему его в лодке Роме. Катя пошла по берегу. Львович пошел естественно первым. Как он умудрился влиться между двумя плитами в тридцатисантиметровое расстояние остается только гадать. Эльфы сели на левую от слива плиту. Лодку стало резко поворачивать поперек течения и появилась возможность кильнуться боком прямо в слив. Пришлось Паше резко вылезти из байды, также резко стащить ее с плиты в слив. Не менее резко “Таймень” ушел туда с одним Ромой, а Паша естественно не успев в нее влезть волочился сзади, ухватившись руками за корму. Продолжалось это веселье секунд пятнадцать. Затем капитану все-таки удалось влезть в судно, и Эльфы помчались по порогу, балдея от удовольствия (это действительно был кайф - пока). Проплыли с понтами мимо Кати, после чего были наказаны (как всегда в самом конце порога - а ведь Львович предупреждал!) настоящим килем. Проколбасившись 100 метров вылезли на берег. Вроде даже ничего не утопили. Сели в лодку.

Через некоторое время появился короткий, мощный порог ШУМНЫЙ. Был пройден опять таки почти весь, киль состоялся благодаря обливняку, который ждал Эльфов посреди реки. Это был настоящий киль. Байду, и вслед за ней экипаж колбасило по камням со страшной силой. Наконец лодку посредством спасконца зажало между камней. Течение было настолько сильным, что Рома не мог подойти туда, чтобы вырвать из под камня спасконец. Пришлось его резать. По-прежнему не было возможности где-либо зачалить кильнувшийся экипаж. Адмиральский фрегат тоже не мог вытащить горе-Эльфов на берег, т.к. для него проглядывалась реальная возможность кильнуться при спасательных работах. “Проплыли” еще метров пятьдесят, после чего все-таки ребята выбрались на берег. Начали считать потери: фартук, юбки, топор, ножовка, перчатки, рыболовные снасти – в общем все, что лежало между поросятами, а они кстати, все остались на своих местах. У лодки не хватало заднего фальшборта, средние же были изрядно погнуты, обзавелись дырой на деке, которая, правда, давала возможность двигаться дальше.

Расселись по кораблям. АДМИРАЛ упилил вперед. Через некоторое время (минут через пять) началась шивера. Пострадавшая байда начала ловить все камни и ее капитан (Паша) объявил, что дальше управлять не в силах. Было подозрение, что это шивера перед ПАДУНОМ, а по описаниям было рекомендовано зачалиться перед ней, что и было сделано. Ребята оставили у правого берега лодку и пошли вперед на разведку. Шевера надо сказать достойнейшая: мощные валы чередуются с бочками, повсюду камни – в общем, надо полагать, что и опытным мореплавателям здесь бы понравилось. Метров через триста река повернула налево, и перед Эльфами открылось мрачное зрелище. Посреди реки стояла глыба, на глыбе рогатина, на которую натянута тельняшка. Поперек рогатины, под углом лежит бревно, а к нему прислонены белые тапочки. Зрелище не из приятных. Львович зачалился метров за пятьдесят до глыбы. Решили сделать стоянку на этом берегу, а вторую байду решено было протащить вдоль берега.

Вернувшись к лодке (от предполагаемой стоянки было метров четыреста) ребята поволокли ее вдоль берега. Надо сказать, что занятие это было не из легких, т.к. мешало очень сильное течение и в изобилии попадавшиеся камни. Кое-как пройдя метров триста Эльфы обнаружили, что АДМИРАЛ с Катей переправились на другой берег. Нужно было последовать примеру старших товарищей. До ПАДУНА оставалось метров пятьдесят, а учитывая моральное и физическое (никакое) состояние ребят, переправиться поперек реки и попасть в небольшую заводь не представлялось возможным. Перед этим, кстати, произошел любопытный эпизод: Паша тащил лодку, ступая по камням спиной вперед и не заметил довольно таки приличную бочку, зазывавшую к себе. Ее заметил Рома и сообщил об этом своему капитану, и в это время Паша поскользнулся и, цепляясь руками за камень, пытался удержаться на месте. Ноги “унесло” куда то течением под него и когда казалось, что он вот-вот сорвется в эту бочку, Рома мужественно, одной рукой удерживая байду, другой вытащил своего “партнера” на камень. Все это, с другого берега наблюдала Катя. Ей надо думать было не особо прикольно смотреть на это. Эльфы отдышались.

На противоположенном берегу появился АДМИРАЛ: “СПОКОЙНО!”. Совершенно спокойно крикнул он, вместо того, что бы хорошенько обматерить молодой экипаж. Паша крикнул ему: ”Перейти не можем. Спасай”! Львович попытался перейти шиверу, но тут же его смыло с камней (течение действительно было очень быстрым) и пришлось приложить некоторые усилия для того, чтобы вылезти обратно на берег. Паша с Ромой на это смотреть не могли и было принято решений перебраться- таки своими силами. Сели в лодку, толкнулись, встали поперек течения, и стали лопатить к берегу. В принципе все было сделано верно, но не хватило двух-трех гребков. Эльфов вынесло за пределы заводи, пришлось сесть на здоровый (спасительный) обливняк. Если бы не сели могло пронести дальше –непосредственно к ПАДУНУ. Сели на камень, лодку тут же стало разворачивать, и капитану пришлось срочно сделать искусственный киль. Кильнулись, сразу встали на ноги и оттащили байдарку на берег. ВСЕ.

Обнаружили отличную стоянку, в метрах пятидесяти за ПАДУНОМ. Поставили палатки, разожгли огонь, приготовили ужин. АДМИРАЛ спокойно объяснил, что могло было бы быть, если бы мы при одном из килей потеряли бы документы, рассказал про несколько типичных случаев из практики. Катя рассказала, как ЭТО (сплав Эльфов по реке – вниз и вверх килем) выглядело со стороны. По ее словам это было совсем не прикольно. Состояние ребят было непонятно-смешанным: неприятное, при воспоминаниях о прошедщем дне, и восторженно–удовлетворительное - было взято все-таки не мало препятствий. А после некоторого количества горючего стало совсем прикольно. Еще долго обсуждали у костра перепитии всего. Потом легли спать. Паша приказал, пользуясь тем, что он капитан: ” Сам в ПАДУН не пойду и тебе, Рома запрещаю!”. На том и уснули.

День девятый.

26.07.01. (Дневка у ПАДУНА)

На следующее утро состояние было явно не в порядке. Есть не хотелось, пить тоже. Что касается байдарки, то не то что влезать в нее, но и даже смотреть в ее сторону было тягостно. А в это время за спиной “журчал” Падун. По карте нам надо было пройти еще приличное количество порогов, а один из них (по описаниям) был довольно-таки сложным – и название у него было подходящее – Банный. Совокупность причин: передоз килей, сломанная байдарка, нехватка времени на просушку лодок и спокойную упаковку рюкзаков, различие между станциями (время на посадку в поезд, наличие магазинов и т.д.), а главное огромная психологическая усталость побудили Пашу обратиться к Адмиралу с просьбой о высадке у моста. Он ответил, что сам подумывает об этом, но хотелось бы пройти маршрут до конца. После настойчивых уговоров (можно сказать нытья) АДМИРАЛ отморозил жуткий прикол: проходим ПАДУН и идем до моста, или не проходим ПАДУН и идем до конца маршрута. Настало время завтрака. Все ели нормально, кроме Паши. А после завтрака АДМИРАЛ встал и спокойно, обыденно, обращаясь к Эльфам спросил, кивая на ПАДУН: ”Ну, что? Кто идет первым?” После этого ЖЕСТА отпали последние сомнения и Паша (обязывала должность) ответил: ”Я”.

Пока обносили порог, окончательно пропали всевозможные страхи, появился интерес. Место откуда отчалили было в метрах 30-ти от самого слива, и нашей задачей было обойти справа здоровый обливняк, и врубиться в слив (ближе к центру). Катя встала с фотоаппаратом напротив Порога, Рома сел в метрах 50-ти за ним в байду и приготовился к страховке. Все произошло за считанные секунды. Камень был благополучно обойден, врубились в слив, далее - недержащая бочка и камни в метрах 10-ти от нее, которые были также благополучно пройдены. После всего этого (ощущения Паши) наступил такой кайф, который трудно описать. Далее с АДМИРАЛОМ шел Ромик. Паша сел в лодку, для страховки. В слив зашли немного под углом, что и определило секундную задержку в бочке, а так все было нормально. Глаза Ромика светились безумным счастьем. Они с Адмиралом подплыли к ГЛЫБЕ с тыла, почитали надписи на трёх мемориальных табличках и вернулись к берегу. Прошедших ПАДУН ожидало вознаграждение (2х50 или что-то вроде этого). Потом поиграли в карты (часа два) и начали готовить обед. После обеда повалялись в палатках и занялись своими делами. Паша и Рома пошли в лес за черникой, Андрей ловил рыбу, а Катя загорала. Эльфы собрали миску черники (на 0,001г больше чем в предыдущий раз) и пошли по берегу осматривать перепад - через 200м после ПАДУНА. Постремавшись маленького перепадика, подбадривая друг друга они вышли посмотреть на ПАДУН и чуть не упали в обморок – на ГЛЫБЕ стоял АДМИРАЛ и как не в чем не бывало кидал спининг (было поймано две щуки). Катя сидела неподалеку.

Поужинали, поговорили, опять же таки вспоминая два предыдущих дня. Эльфы долго в эту ночь не могли заснуть. Заснули под утро.

День десятый.

28.07.01. (почти ходовой день)

Встали часов в одиннадцать, позавтракали (все, кроме Паши, – уже традиционно). Поколбасились всякой бодягой (игра в карты, валяние на матрацах и т.д.) и в два часа начали собираться в дорогу. В четыре вышли, причем Львович выдал всем по конфете – а это могло означать одно – впереди долгий путь, т.е. идем не на мост а прямо до ст. Тунгуда, что означало преодоление всевозможных порогов и порожков, шивер и перекатиков, а также самого нижнего порога – БАННОГО (Эльфы были обстреманы им почитав описания). Преодолели три порога-шиверы и вышли к мосту (к этому моменту уже было по фигу – чалиться здесь или идти дальше. Вышли, побродили минут пять и нашли вполне приличную большую стоянку (наверное 2/3 туристов именно здесь заканчивают маршрут). За 30 мин. было найдено подосиновиков в количестве 30-ти штук. Поставили палатки, разожгли костер, а капитаны инсталировали просушку шкур (лодок). Пообедали, поиграли в карты, отдохнули (а водка-то закончилась днем раньше – больший облом трудно было придумать) и постепенно начали собирать (или разбирать) байдарки. При разборке лодок у АДМИРАЛА сломался стрингер, а у Паши – второй шпангоут – было бы прикольно, если б это случилось где-нибудь на порогах. Все собрали и разобрали, стали варить грибы, одновременно с этим упаковывая всевозможные монатки. Пожарили обалденные грибы и даже Паша съел полмиски (в первый раз (не полмиски, а вообще грибы)). Легли рано. Уснули быстро.

День одиннадцатый.

29.07.01. (Ловля машины, посадка в поезд, дорога).

С утра оперативно собрались, упаковались и собственно пошли ловить машину. Ловили часа два. Начали отчаиваться, т.к. никто упорно не хотел останавливаться. Наконец подъехал местный мужик на “Ниве” (вывез семью за грибами) и согласился в два захода перевезти нас на станцию Идель. В общем часа через два (в 1230) мы сидели в поезде, затарившись соответствующими вещами. Единственное неудобство – билеты дали на разные места, причем на боковые. Пока не набился вагон, сидели в отдельном купе и пили пиво. Потом сели вчетвером на боковые, снимая стресс и передавая друг другу ощущения от похода. Когда Паша и Рома пошли покурить все с любопытством рассматривали их – судя по всему предыдущий час (или два) они орали на весь вагон. Легли спать (нажравшись). Днём 30.07.01 были в Москве.

Паша и Рома (практически - Ильф и Петров).

Рома и Паша

назад