Глобальная энергоинформатика и экоэтика

 

Что можно и чего нельзя в XXI веке?

Интернет: bmstu.ru/~ecoethika E-mail: congress@bmstu.ru

library.bmstu.ru homo@bmstu.ru

 

Научно-учебный центр "Экоэтика", МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

 

        По проекту, поддержанному ректором И.Б. Федором, в МГТУ им. Н.Э. Баумана планируется создать учебно-научный центр Экоэтика, расширить чтение соответствующего курса на кафедрах. Экоэтика ставит вопрос не о том, как сделать что-либо, а для чего зачем, к примеру, студенту нужно изучать специальность, зачем становиться инженером. Но самый главный вопрос в чем смысл жизни? А смысл заключается не в том, чтобы получить как можно больше материальных благ, а, в первую очередь, - в духовном росте. Идеи Творца сегодня принимаются современной наукой. Религия и наука должны сотрудничать, и только в этом взаимодействии интеллектуально-духовном заложена возможность выхода человечества из кризиса. И в этом процессе, безусловно, должно активно участвовать нынешнее молодое поколение.

         Задачи научно-учебного центра "Экоэтика"

         Учебный курс "Экоэтика"

 Экоэтика - область науки, рассматривающая взаимодействие человека с окружающей средой как с экологических, так и с этических позиций.

  Концепция экоэтики связана с вводимым понятием информационно-энергетического пространства витальности (далее часто обозначаемого как IEV-пространство). Именно в этом пространстве удается увидеть в единстве проявленный (физический) и непроявленный (метафизический) миры Универсума.

 Схема основных проявлений Универсума: 

И-С Информация-Сознание;
Э-М Энергия-Материя (вещество).

Модель предполагает существование в Универсуме трех взаимодействующих основных пространств:

 1) смысловое, семантическое пространство с программой-алгоритмом всего сущего;

 2) информационно-энергетическое пространство организующее структурное разнообразие и эволюцию вещественного мира от косного к живому и к высшей его форме сознанию;
3) геометрическое пространство-время, в котором материализуются информационно-энергетические соотношения в косных и живых системах с заданным в семантическом пространстве смысле жизни.

   IEV- модель опирается на достаточно корректные теоретические разработки ряда фундаментальных наук - физики, термодинамики, биологии, математики...Вытекающие из модели научные предпосылки реальности тонкого мира в сочетании с эзотерическими и религиозными знаниями, накопленнымы человечеством за тысячелетия, позволяют нам сделать следующий нетривиальный шаг - прийти к принятию идеи Творца как вполне совместимой со спецификой научного знания. Концепция случайности в  появления в Универсуме и на Земле жизни и человека уступает место теории номогенеза, т.е. развития по закону. Но дарвиновская триада отбора также сохраняет свое место. Здесь торжествует знаменитый принцип дополнительности Нильса Бора: случайность дополняет детерминизм номогенеза, а идеальное и материальное неотделимы одно от другого. Мы как бы возвращаем взгляды древних - Гермеса Трисмегиста, Платона, Спинозы...  

 

 

- Каковы перспективы развития идей экоэтики?

- Прежде всего, надо отметить, конгресс был организован нашим университетом и проходил в стенах. Президент конгресса ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана И.Б. Федоров. На форуме вспоминали имена величайших русских ученых Г.А. Николаева, Н.Н. Моисеева, В.В. Налимова, В.И. Вернадского, Н.А. Козырева. Эти блестящие ученые ставили перед собой одну главную цель найти пути нетривиального решения нравственно-этических проблем. Эти люди за свои идеи часто подвергались жестокой критике со стороны официальных инстанций. В.В. Налимов и Н.А. Козырев более десяти лет провели в ГУЛАГе. Но несмотря ни на какие тоталитарные ужасы, происходящие при социализме, было очень много достижений, забыть о которых нельзя.

 

 

Междисциплинарный инженерно-философический семинар "homo"-Человек 

 

Хроника новостей

 

Рекомендуемая литература

Книга В.Н. Волченко "Миропонимание и экоэтика XXI века"

 

Международный общественно-научный центр "Экоэтика"