10. “Пролетаризация” МВТУ ( 1920-1930 )

Завершение гражданской войны сделало возможным переход к мирному строительству, к восстановлению разрушенного народного хозяйства страны. Это было невозможно без массового привлечения инженерных кадров, которые в течение ряда лет оставались почти невостребованными, а также без возрождения высшего технического образования.

Одним их вузов, на которое было обращено особое внимание, было МВТУ. Здесь сохранились учебные и производственные корпуса и самое главное - костяк профессорско - преподавательского состава и традиции высочайшей требовательности к самим себе и студентам.

Ещё в 1919 году в МВТУ были организованы на базе сложившихся специальностей три новых факультета: электротехнический, инженерно-строительный и архитектурный. В 1920 году был организован ускоренный выпуск инженеров из числа бывших студентов старших курсов, которых для этого отзывали из армии и с работы на предприятиях и в учреждениях. Всего за 1921-22 годы было ускоренно выпущено почти 700 инженеров. Когда в 1920 году срок обучения в вузах был сокращён до трёх лет, только для МВТУ и нескольких других вузов был разрешён четырёхлетний срок.

В 1923 году В.И. Ленин назначил ректором МВТУ Николая Петровича Горбунова

( 1892 - 1937 или 1943 ), работавшего в ту пору управляющим делами Совнаркома. Это было не простое и не случайное назначение. Второй раз в истории МВТУ оказалось причастным к высокой государственной политике, далеко выходящей за рамки образовательных задач.

Республика, едва перешагнувшая пятилетие своего существования, продолжала жить в кольце врагов, внешних и внутренних. У руководства не было иллюзий об отношении российской интеллигенции к новому общественному строю. Лишь небольшая часть интеллигенции искренне служила советской власти, остальные были настроены враждебно, в лучшем случае выжидательно, не веря в долголетие советской власти. Это было естественной реакцией на то унижение и дискриминацию, которой подвергалась интеллигенция как единственно уцелевшее “ буржуйское сословие.”

Радикальное решение напрашивалось само собой - воспитать в стране новую интеллигенцию, рабоче-крестьянскую по происхождению, что выполнялось по-большевистски решительно и последовательно.

Уже в начале 20-х годов для предварительной подготовки к поступлению в вузы начали создаваться “ рабфаки “ - рабочие факультеты, куда принимались демобилизованные из Красной армии дети рабочих и крестьян, которые не обладали как правило тем уровнем развития и знаниями, которые необходимы были для обучения непосредственно в вузе. Одновременно открытыми и закрытыми декретами приём в вузы выходцев из “нетрудовых” слоёв общества был запрещён категорически. В студенты принимали по партийной развёрстке и из выпускников рабфака.

Замена социального состава студенческого контингента, перевоспитание “ реакционной “ профессуры и превращение МВТУ в мощную школу подготовки инженеров новой формации - такие задачи пришлось решать Н.П. Горбунову. Они были непростыми.

Основной контингент студентов был в это время ещё “ из бывших.” Из всего выпуска 1924 года только один был членом ВКП(б). Правда, рабфак при МВТУ ( имени А.И. Рыкова ) был организован ещё в 1920 году и социальный состав имел соответствующий ( в 1924 - 1925 г.г. коммунистов и комсомольцев на рабфаке было 81%, рабоче-крестьянского происхождения - 94% ), но как студенческий контингент они были ещё на подходе.

Не был лоялен и профессорско - преподавательский состав, менять их было не на кого, приходилось понемногу перевоспитывать и “ подчищать “. Так, в 1925 г. из Училища был “ выброшен “ “ вредитель “ И.А. Калинников, бывший главой комитета содействия обороне во время мировой войны, а в дальнейшем - ректором МВТУ в начале 20-х годов. Часть профессуры была осуждена по процессу “ Промпартии “. Даже партийная организация МВТУ к 1923 году была “ полностью оппозиционной.” Это также изживалось соответствующими мерами. Н.П. Горбунов как талантливый организатор достаточно быстро сумел найти контакт со студентами, профессурой и партийной организацией. Работая ректором с 1923 по 1929 год, он действительно много сделал для Училища, которое под его руководством полностью восстановило свою репутацию ведущего технического вуза страны. Уже в 1925 году был утверждён новый устав МВТУ, в котором сформулированы основные задачи советской школы нового типа:

1) подготовка общественно развитых и высококвалифицированных специалистов, подготовленных для организации новых отраслей производства, а также проектирования новой техники, разработки новых технологий;

  1. производство научно - технических исследований как по собственной инициативе, так и по заданиям промышленных и государственных органов, подготовка научных работников и преподавателей вузов;

3) пропаганда наиболее целесообразных способов производства и оказание населению страны научно - технической помощи путём организации курсов повышения квалификации работников производства, чтения лекций, создания популярной литературы и т.п.

И сегодня, много десятилетий спустя, эти направления остаются главными, определяющими.

В 1925 году был разработан план развития МВТУ на 1925-1930 г.г., на его реализацию были отпущены значительные средства.

Во второй половине 20-х годов был в основном завершён процесс социальной переориентации состава студентов, что позволили отменить запреты на приём детей из нетрудовых слоёв общества. В 1930 г. число окончивших рабфак в общем контингенте студентов уменьшилось, но всё же составляло 45,4%; по социальному составу 61,3% студентов были из рабочих и крестьян, 32,1% - из служащих. Сколько из них происходило из “бывших”, статистика умалчивает.

Годы, когда сыну профессора было так же трудно получить высшее образование, как и сыну простого инженера, не прошли бесследно. Рвалась связь поколений, разрушались лучшие, многолетние традиции русской интеллигенции. Победную точку поставили репрессии 30-х годов.

Горькая ирония истории состоит в том, что устранив в стране потомственную русскую интеллигенцию и заменив её новой, рабоче-крестьянской, интеллигенцией в первом поколении, коммунистический режим не изменил своего уничижительного отношения к интеллигенции как таковой. Во все времена она оставалась лишь “ прослойкой “, несопоставимой по значимости и уважению с классами рабочих и крестьян. Ещё в 60-70 г.г. в вузы периодически рассылались инструкции о приоритетном внимании к приёму студентов рабоче-крестьянского происхождения; социальная принадлежность родителей оставалась предметом отчётности и едва ли не нормирования. В 70-х годах в МВТУ приём преподавателей в партию в КПСС был практически закрыт. Зато усиленно зазывались в партию рабочие и ... студенты ( без различия происхождения ). Власть, начавшая своё господство с жестокой, но осмысленной классовой борьбы, заканчивала маразмом.

К началу 30-х годов МВТУ было не только лучшим, но и крупнейшим техническим вузом страны. Число студентов в 1929-1930 учебном году превысило 7000 человек, приём на первый курс - 800 человек. Их учили более 600 преподавателей, из них 106 профессоров. В МВТУ работало много учёных с мировыми именами: С.И. Вавилов, И.И. Куколевский, Л.Г. Кифер, Е.К. Мазинг, А.Н. Шелест, Е.А. Чудаков, Н.Н. Рубцов, П.П. Шорыгин, К.И.. Шенфер, М.В. Шулейкин, К.А. Круг, В.Е. Цыдзик и многие другие.

Помимо исторических механического и химического факультета, функционировали электротехнический и инженерно-строительный факультеты. Выпуск инженеров производился по 48 специальностям. Училище располагало 22 зданиями в разных местах Москвы.

В 1930 году Московское Высшее Техническое Училище было расформировано ( в литературе тех лет встречается выражение “ликвидация МВТУ”). На 13 лет это название исчезло из обихода высшей школы.

Реорганизация была выполнена в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 18.11.1929, по которому все вузы прикреплялись к соответствующим Наркоматам, для чего многопрофильные вузы превращались в отраслевые.

Химический факультет был в конечном итоге преобразован в Военную академию химической защиты, которая и поныне располагается по соседству.

Электротехнический факультет преобразовался в Московский Энергетический Институт ( МЭИ ), который первоначально получил здание по улице Казакова. Позднее для МЭИ был выстроен комплекс зданий на Красноказарменной улице, недалеко от МВТУ.

На базе инженерно-строительного факультета в конце концов возник Московский Инженерно- строительный Институт ( МИСИ ), главный корпус которого долгое время располагался также недалеко от МВТУ, на Разгуляе.

Ряд специальностей крупнейшего в МВТУ механического факультета перешли в другие вузы. Всего на базе МВТУ в Москве было создан более двадцати учебных и научно-исследовательских учреждений, в том числе - ЦАГИ, ВИАМ, ВЭИ, НАМИ.

В целом механический факультет, оставшийся в историческом комплексе зданий по улице Коровий Брод (переименованной во 2-ю Бауманскую), был преобразован в Высшее Механико-Машиностроительное Училище, вскоре переименованное в Московский Механико-Машиностроительный Институт (МММИ). Именно МММИ признавался основным хранителем традиций и репутации МВТУ. В том же 1930 году ему было присвоено имя Н.Э. Баумана. В 1933 году в ознаменование праздновавшегося тогда столетнего юбилея МММИ он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.