Пилюгин Николай Алексеевич(18 мая 1908, г. Красное Село Ленинградская область – 2 августа 1982, Москва. Похоронен на Новодевичьем кладбище) — советский учёный в области автоматики и телемеханики, создатель советской научной и инженерной школы в ракетно-космической отрасли, член Совета главных конструкторов ракетной и ракетно-космической техники.
Факультет:Механико-технологический
Кафедра:Точное приборостроение
Специальность:Инженер-механик.
Год окончания:1935
  • Герой Социалистического Труда, 1956 год.
    за выдающиеся заслуги в деле создания дальних баллистических ракет
  • Герой Социалистического Труда, 1961 год.
    за особые заслуги в развитии науки и техники, в создании и успешном запуске первого в Мире косического корабля Восток с человеком на борту
  • Лауреат Государственной премии СССР, 1967 год.
  • Лауреат Ленинской премии, 1957 год.
  • Орден "Ленина", 1968 год.
  • Орден "Ленина", 1975 год.
  • Орден "Ленина", 1956 год.
  • Орден "Ленина", 1978 год.
  • Орден "Ленина", 1958 год.
  • Орден "Октябрьской Революции", 1971 год.
Должности
1935-1941Инженер, начальник отдела ЦАГИ
1941-1944Начальник лаборатории ЛИИ НКАП - Лётно-испытательный институт
1944-1947Начальник лаборатории НИИ-1 МАП
1947-1963Начальник отдела НИИ-885 МПСС
1963-1969Главный конструктор НИИ - 944
1963-1982Руководитель НИИ автоматики и приборостроения
1969-1982Заведующий кафедрой Московского института радиотехники, электроники и автоматики МИРЭиА
Звания и Достижения
1966Академик АН СССР
1970Профессор
1958Член-корреспондент АН СССР
Никола́й Алексе́евич Пилю́гин родился 18 мая 1908 в г. Красное Село под Петербургом в бедной крестьянской семье. В 1918 году семья из голодного Петербурга переехала в село Ахтуба Саратовской области. В 1919 году от тифа умирают мать и сестра мальчика. В 1921 году вся семья переехала в Москву. В 1926 году Николай Алексеевич окончил школу-девятилетку и до января 1927 года работал писарем в воинской части, а затем поступил на работу в ЦАГИ, с начала помощником слесаря, а затем слесарем-механиком по точным приборам.

В 1930 году по направлению А. Н. Туполева, поступает в МВТУ им. Баумана. В 1931 году после года учебы по специальности «подъемно-транспортные машины» он навсегда стал прибористом, перейдя на вновь созданную кафедру « точная механика». Его дипломный проект – чертежи, пояснительная записка - был посвящен разработке прибора «Жирограф», предназначенный для записи результатов измерений угловых скоростей самолета относительно трех его главных осей, как функции времени.

В 1935 году Н.А. Пилюгин окончил КрМММИ им. Баумана, со званием «инженер-механик по точному приборостроению», и был направлен на работу в ЦАГИ. До 1941 г. Николай Алексеевич работал в ЦАГИ, а затем перешел в отделившийся от него Летно-испытательный институт, где занимался разработкой самолетной автоматики и испытаниями автопилотов. В 1943 году окончил аспирантуру Московского авиационного института и защитил кандидатскую диссертацию по исследованию воздушного реле самолетной автоматики.

В августе 1944 г. по распоряжению наркома авиационной промышленности был переведен на работу в НИИ-1 в отдел управления по ракетной технике, созданного на базе ракетного научно-исследовательского института, на должность начальника отдела спецлаборатории.

В 1944-1946 годах в должности главного инженера института «Рабе» (Германия) Николай Алексеевич по частям и обломкам немецкой баллистической ракеты Фау-2 изучал компоновочную и конструктивно-силовую схемы этой ракеты и схему ее системы управления (СУ). Группе удалось разобраться и восстановить схему действия пневмогидросхемы Фау-2, рассчитать ее основные характеристики и возможные траектории полета. Пилюгин возглавлял работу по изучению СУ, так как уже имел опыт исследований и проектирования систем автоматического регулирования с гироскопическими приборами, а также отработки автопилотов. Работа этой группы завершилась в 1946 г. составлением проектной документации, которая затем легла в основу проектирования отечественной ракеты Р-1.

В 1946 году, по предложению С.П.Королёва, Н.А.Пилюгин становится главным конструктором автономных систем управления и начальником комплексного отдела НИИ Министерства промышленности средств связи, членом Совета главных конструкторов ракетостроения, созданного С.П.Королевым. В начале 1947 г. коллектив, возглавляемый Н.А. Пилюгиным, продолжил разработку автоматизированной системы управления отечественной баллистической ракеты Р-1, прототипом которой была немецкая Фау-2. Большинство агрегатов системы управления пришлось разрабатывать, изготавливать и испытывать впервые. Результатом успешной работы стало то, что отечественные баллистические ракеты Р-1 летали устойчиво, имея более высокие летно-технические характеристики и точность попаданий, чем Фау-2.

В период с 1948 по 1955 год были разработаны баллистические ракеты дальностью 300, 600, 1200 км. В 1952 году Николай Алексеевич был назначен главным инженером и заместителем директора по научной работе НИИ. Особыми вехами на творческом пути главного конструктора Н.А. Пилюгина явились разработка и совершенствование автономной системы управления отечественной стратегической ракеты средней дальности Р-5.

Успехи в проектировании, отработке и модернизации этой ракеты стали основой тех достижений, которые вывели отечественную ракетную технику на мировой уровень и привели не только к паритету ядерных сил США и СССР, но и к научно-техническому и производственному паритету ракетно-космических отраслей промышленности обеих стран и даже к опережающему развитию отечественных ракетно-ядерных сил в отношении способа их базирования.

При разработке системы управления ракетного комплекса Р-5 и его модификаций были решены задачи, которые в дальнейшем обеспечили преимущества автономных систем управления перед радиосистемами по точностным характеристикам, наиболее значимым для ракетного оружия. Наиболее сложной оказалась система управления ракеты Р-7, знаменитой "семерки", выводившей на орбиту первого космонавта, ставшей базой для создания космических ракет «Спутник», «Восток», «Восход», «Луна», «Молния», «Союз» и других.

Пилюгин руководил разработкой автономных систем управления многих межпланетных станций, ракет «Протон», советского космического корабля разового использования «Буран». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года (с грифом: «совершенно секретно») за выдающиеся заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Пилюгину Николаю Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Второй раз звания Героя Социалистического Труда Н.А. Пилюгин был удостоен в 1961 году после триумфального полета в космос Ю.А.Гагарина.

При активном личном участии Пилюгина и под его руководством созданы системы управления (с пилюгинскнми гироскопами) трехступенчатой ракеты-носителя "Протон-1", предназначенной для выведения космических станций "Салют", и четырехступенчатой "Протон-2" с ракетным блоком Д, обеспечивающей облет Луны аппаратами "Зонд" с посадкой спускаемых аппаратов на ее поверхность.

Под руководством Н.А. Пилюгина разработаны системы управления многих ракетно-космических комплексов и автоматических межпланетных станций; создана теория проектирования прецизионных СУ летательных аппаратов. Николай Алексеевич руководил всеми разработками систем управления для обеспечившей приоритет СССР в исследовании космического пространства и обороноспособности страны ракетной техники Сергея Павловича Королева, сам участвуя в этих работах.

Очень плодотворно сотрудничал Пилюгин и с другими создателями ракетных систем. Под руководством Н.А.Пилюгина разработаны системы автономного управления многих советских баллистических ракет, первых отечественных межконтинентальных ракет, первого советского искусственного спутника Земли, космических аппаратов для исследования Луны и ряда других планет (всего более 70 типов изделий боевого и мирного назначения).

С 1958 года Н.А. Пилюгин - Член-корреспондент, а с 1966 года - Действительный член Академии наук СССР. В 1967 году он избирается в Президиум академии наук СССР. С 1963 года и до конца своей жизни, Николай Алексеевич возглавлял Научно-исследовательский институт автоматики и приборостроения. Много внимания Николай Алексеевич посвящал и преподавательской работе. С 1969 года Николай Алексеевич - заведующий кафедрой Московского института радиотехники, электроники и автоматики, с 1970 года – профессор.
Умер 2августа 1982года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
© 1999 МГТУ им. Н.Э.Баумана «Выпускники и выдающиеся деятели Университета»
Информационное обеспечение и администрирование проекта ведет Музей МГТУ им. Н. Э. Баумана
Сделано в Отделе поддержки информационных ресурсов