Лейбензон Леонид Самуилович(26 июня 1879, Харьков – 15 марта 1951, Москва. Похоронен на Новодевичьем кладбище) — академик АН СССР, ученый в области прикладной механики, аэрогидромеханики, сопротивления материалов, теории упругости, нефтепромысловой механики, геофизики, основатель подземной гидравлики, сыгравшей значительную роль в создании научных основ разработки нефтяных и газовых месторождений. Разработал приближённую динамического теорию глубинного насоса, создал теорию движения газа в пористой среде. Последователь Н.Е. Жуковского и В.Г. Шухова.
Факультет:Механический
Кафедра:Аэродинамика
Специальность:Инженер-механик.
Год окончания:1906
  • Лауреат Сталинской премии, 1943 год.
    за работу - Движение газированной жидкости в пористой среде и Краткий курс теории упругости
  • Орден "Ленина", 1945 год.
  • Орден "Ленина", 1949 год.
  • Орден "Трудового Красного Знамени", 1944 год.
Должности
1906-1908Механик Тульского механического завода
1908-1911Приват-доцент МГУ
1911-1913Работал в фирме А. Бари
1913-1914Работал на кафедре экспериментальной физики Тифлисских женских курсов
1915-1918Профессор кафедры прикладной математики Дерптского университета
1919-1921Профессор Тбилисского политехнического института
1921-1922Декан и профессор Бакинского политехнического института
1922-1951Профессор МГУ
Звания и Достижения
1943Академик АН СССРПо Отделению технических наук - механика
1926Профессор
1933Член-корреспондент АН СССР
Леонид Самуилович Лейбензон родился 26 июня 1879 в Харькове в семье врача. К этому времени его отец окончил медицинский факультет Харьковского университета и начал работать в г. Белеве Тульской губернии.

В 1897 г. по окончании Тульской гимназии Лейбензон, не набрав достаточно баллов по математике при поступлении в ИМТУ, поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1901 г. окончил Московский университет и по настоянию отца и по совету профессора Н.Е.Жуковского поступил на второй курс ИМТУ.

Еще будучи студентом, он с 1904 г. работал механиком в Кучинском аэродинамическом институте. Вскоре Н.Е.Жуковский привлек его к строительству первой в России аэродинамической трубы и стенда для испытаний воздушных винтов.

В 1906 г. Лейбензон и Жуковский из-за разногласий с владельцем Кучинского института известным промышленником Д.П.Ряпушинским ушли из института. В этом же году Лейбензон окончил ИМТУ и до 1908 г. работал механиком на Тульском механическом заводе. С 1908 по 1911 г., сдав экзамены на степень магистра прикладной математики в Московском университете, работал там же в должности приват-доцента, читая курсы по гидродинамике, теории турбин, теории удара и небесной механике. В 1911 г. в знак протеста против реакционных действий жандармского корпуса в университете с группой профессоров покинул его.

Начинает работать в частной фирме А.Бари, занимаясь проектированием и постройкой резервуаров и нефтепроводов под руководством знаменитого инженера- выпускника ИМТУ В.Г. Шухова. В 1913- 1914 Лейбензон преподает на кафедре экспериментальной физики Тифлисских высших женских курсов. Здесь он занялся исследованием рационального расположения нефтяных скважин. В 1915-1918 г.г. Леонид Самуилович работал в Юрьевском (Дептском) университете, где в 1917 г. защищает докторскую диссертацию и получает должность профессора кафедры прикладной математики. В 1919-1921 гг. – профессор Тбилисского политехнического институт, а с 1921г. – декан и профессор нефтепромышленного факультета Бакинского политехнического института. Здесь Лейбензон сформулировал теорию забойного двигателя, которая легла в основу создания им первого отечественного турбобура. В это же время Лейбензон начинает проводить исследования в области разработки нефтяных месторождений и расчетных оценок запасов нефти. В 1915 г. он защищает магистерскую диссертацию «К теории безбалочных перекрытий», оппонентами которой были Н.Е.Жуковский и И.В.Станкевич.

В 1922 г. возвращается в Московский университет, и одновременно работает профессором Московской горной академии (1922—1930 гг.). В 1924 г. Лейбензон создал в Московском университете гидравлическую лабораторию, в которой проводились экспериментальные работы по движению воды, нефти и газа в песчаных пластах, а в 1925 г. организовал и возглавил первую в стране нефтепромысловую лабораторию при Совете нефтяной промышленности. Впоследствии эта лаборатория была преобразована в Государственный исследовательский нефтяной институт. В 1932—1936 гг. Л.С.Лейбензон работает в ЦАГИ (занимается разработкой методики расчета самолета на прочность), одновременно - директор НИИ механики МГУ (1934—1936 гг.).

В 1933г. избран членом-корреспондентом АН СССР (но в апреле 1938 исключен и с октября 1939 вновь восстановлен).

10 июля 1928 Лекйбензон был арестован на своей даче в Кратове, под Москвой. Специальной коллегией Мосгорсуда оправдан за недосказанностью обвинения и освобожден из-под стражи (его и жену обвиняли, в частности, в подготовке покушения на М.И.Калинина).

Вновь арестован 17 декабря 1936, обвинен в антисоветских настроениях и разговорах и 28 января 1937 спецколлегией Мосгорсуда он и его жена были приговорены к трехлетней ссылке в Казахстан. Он был лишен членства в АН СССР, заключен в Таганскую тюрьму и 23 апреля 1937 года под конвоем доставлен в Алма-Ату, а оттуда в г. Темире, в ста километрах от Актюбинска, в котором он и отбывал ссылку. В письме к дочери Леонид Самуилович писал: « Я наказан казнью покоя» В ссылке он каждую неделю читал лекции нефтяникам, написал ряд работ, в том числе в 1937 монографию "Вариационные методы решения задач упругости с приложением к изгибу и кручению авиационных профилей": положительный отзыв С.А.Чаплыгина на этот труд и его хлопоты, видимо, помогли его освобождению. Пережил в ссылке первый инфаркт. По протесту прокурора в мае 1939 был оправдан решением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР от 8 апреля 1939.

Вернулся в Москву в июне 1939 на должность профессора МГУ, а спустя несколько месяцев, был избран заведующим кафедрой теории упругости. В 1939 г. начал работать в Институте теоретической геофизики АН СССР, в Институте механики АН СССР. Прикованный к постели после второго инфаркта, опубликовал в 1947 итоговую работу «Движение природных газов и жидкостей в пористой среде».

Большое внимание Леонид Самуилович уделял популяризации роли отечественной науки и техники. Им было написано ряд статей, посвященных выдающимся российским ученым-механикам – В.Г.Шухову, А.Н.Крылову, С.А.Чаплыгину, фундаментальная монография о жизни и деятельности его учителя – Н.Е.Жуковского.

В 1943 г. Л.С.Лейбензон был избран академиком АН СССР, а также удостоен Сталинской премии первой степени за работы «Движение газированной жидкости в пористой среде» и «Краткий курс теории упругости». Все причитавшиеся ему денежные средства по этой премии Михаил Самуилович отдал на изготовление боевого самолета, которому присвоили имя Н.Е.Жуковского. Л.С. Лейбензон был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени. Лейбензон Л.С. жил в Москве и скончался в 1951 г.
© 1999 МГТУ им. Н.Э.Баумана «Выпускники и выдающиеся деятели Университета»
Информационное обеспечение и администрирование проекта ведет Музей МГТУ им. Н. Э. Баумана
Сделано в Отделе поддержки информационных ресурсов