Лавочкин Семён Алексеевич(11 сентября 1900, г. Смоленск – 9 июня 1960, полигон Сары-Шаган Карагандинская область Казахская ССР. Похоронен на Новодевичьем кладбище ) — советский авиаконструктор, генерал-майор инженерно-технической службы. Дважды Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1953. Депутат Верховного Совета СССР 3—5-го созывов.
Факультет:Механический
Специальность:Инженер-аэромеханик
Год окончания:1927
  • Герой Социалистического Труда, 1956 год.
    за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм
  • Герой Социалистического Труда, 1943 год.
    за выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники в трудных условиях военного времени
  • Лауреат Салинской премии 1 ст, 1941 год.
    за создание истребителя ЛаГГ-3
  • Лауреат Сталинской премии 1 ст, 1948 год.
    за создание новых типов самолётов
  • Лауреат Сталинской премии 1 ст, 1943 год.
    за создание истребителя Ла-5
  • Лауреат Сталинской премии 2 ст, 1946 год.
    за создание истребителя Ла-7
  • Медали
  • Орден "Красного Знамени", 1945 год.
  • Орден "Ленина", 1941 год.
  • Орден "Ленина", 1943 год.
  • Орден "Ленина", 1950 год.
  • Орден "Суворова" 2 ст, 1944 год.
  • Орден "Суворова" 1ст, 1945 год.
Должности
1929-1930Конструкторское бюро Поля Ришара
1930-1931Бюро новых конструкций - БНК
1931-1938ОКБ ОГПУ
1938-1939Наркомат авиационной промышленности
1939-1940Главный конструктор, руководитель КБ на авиазаводе 301 в г. Химки МО
1940-1945Главный конструктор в КБ на авиазаводе 21 в г. Горький
1945-1956Главный конструктор КБ Лавочкина в г. Химки МО
1956-1960Генеральный конструктор ОКБ
Звания и Достижения
1942Генерал-майор инженерно-технической службы
1958Член-корреспондент АН СССР
Семен Алексеевич Лавочкин родился 29 августа 1900 года в г. Смоленске в семье учителя городской гимназии. Окончил городское училище в г. Рославле и гимназию в г. Курске. В 1917 году после окончания с золотой медалью гимназии добровольцем пошел в Красную армию, отслужил два года в пограничной дивизии.

После демобилизации, как имевший среднее образование, он был направлен на учебу в МВТУ. Проходил преддипломную практику в конструкторском бюро А.Н. Туполева, участвуя в разработке первого советского бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1). В 1927 году Семен Алексеевич защитил дипломный проект и был направлен на работу в конструкторское бюро француза Поля Ришара.

В 1929 году С.А.Лавочкин вместе с единомышленниками организовал Бюро новых конструкций (БНК), где занимались проектированием двухместного истребителя, который так и не был запущен в серию. В итоге бюро распустили, а С.А.Лавочкина и всех сотрудников перевели в ОКБ ОГПУ, а через год он переходит в конструкторское бюро Д.П.Григоровича. В 1935 - 1938 годах - главный конструктор проекта истребителя ЛЛ (не пошел в серию). В 1938 году по рекомендации А.Н. Туполева С.А.Лавочкин был приглашен в Главное управление Наркомата авиационной промышленности (ГУАП).

В 1939 С.А.Лавочкин становится главным конструктором по самолётостроению, руководителем конструкторского бюро на авиазаводе № 301 в городе Химки Московской области. Под его руководством там был создан истребитель ЛаГГ-3 (совместно с М.И.Гудковым и В.П.Горбуновым). За разработку и внедрение этого самолета Семену Алексеевичу Лавочкину в марте 1941 года была присуждена Сталинская премия первой степени. В последующем за свои самолеты Семен Алексеевич еще 3 раза удостаивался Сталинской премии.

Для организации серийного производства ЛаГГ-3 Лавочкин в конце 1940 года был направлен главным конструктором конструкторского бюро авиационного завода № 21 в городе Горький. В годы Великой Отечественной войны Лавочкин существенно переработал ЛаГГ-3. Тогда же им было создано 10 серийных и экспериментальных истребителей, в том числе Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, широко применявшиеся на фронтах Великой Отечественной войны. Компоновка самолёта Ла-5, Ла-7 обеспечивала надёжную защиту лётчика в передней полусфере обстрела. На истребителях конструкции Лавочкина И.Н. Кожедуб сбил 62 немецких самолёта.

Всего в 1941 - 1945 годах было построено 22 500 экземпляров самолетов конструкции Лавочкина, сыгравших огромную роль в завоевании советской авиацией господства в воздухе. С 1943 года началось испытание истребителей Лавочкина с установленными на них реактивными ускорителями. За выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники в трудных условиях военного времени 21 июня 1943 года Лавочкину Семёну Алексеевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1944 году С.А.Лавочкину было присвоено звание Генерал-майора инженерно-авиационной службы.

В 1945 году конструкторское бюро Лавочкина было переведено в Химки, где в первые послевоенные годы под руководством Семена Алексеевича были созданы несколько моделей реактивных серийных и экспериментальных истребителей. В 1947 году был разработан Ла-160 — первый отечественный самолёт со стреловидным крылом. В декабре 1948 года на Ла-176 со стреловидностью крыла в 45 градусов впервые в СССР была достигнута скорость полёта, равной скорости звука. Истребитель Ла-15, выпущенный малой серией (500 машин), стал последним серийным самолетом Лавочкина.

Затем КБ Лавочкина перепрофилируют на создание реактивных серийных и экспериментальных истребителей, хотя проблемами реактивных двигателей и их применения в авиации Семен Алексеевич занялся вплотную ещё в 1944 году. Конструктор создал сверхзвуковой истребитель Ла-190, всепогодный двухместный истребитель с мощной радиолокационной станцией на борту Ла-200. Под руководством Лавочкина создан ряд образцов ракетной техники.

В 1950 году постановлением Правительства СССР ОКБ С.А. Лавочкина было утверждено разработчиком ракет. Ему было поручено спроектировать, построить, испытать и внедрить в серию новейшие образцы ракет класса "земля-воздух", причем тактико-технические данные были заданы чрезвычайно высокие, не достигнутые ни в одной стране мира.

По инициативе И.В. Сталина, осознавшего опасность вполне реального в те года ядерного удара по промышленным центрам страны, было принято решение о создании первой отечественной системы противовоздушной обороны (ПВО С-25) с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) на вооружении. В кратчайшие сроки был пройден путь с формулировки самой идеи системы ПВО до создания системы. В 1955 году Совет обороны СССР принял С-25 на вооружение. Система С-25 прослужила более 30 лет. Она стала фундаментом зенитно-ракетного оружия в СССР, на котором впоследствии в других организациях были разработаны системы С-75, С-125, С-200, С-300, С-400. В 1951 - 1955 годах под руководством С.А. Лавочкина были разработаны и испытаны наземные ЗУР-"205" и ЗУР-"215", а также ракеты класса "воздух - воздух". В 1955 году вокруг Москвы появились знаменитые защитные "кольца" - система ПВО "Беркут".

За создание первой отечественной серийной зенитной управляемой ракеты Семен Алексеевич Лавочкин в 1956 году был во второй раз удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1958 году Семен Алексеевич Лавочкин был избран членом-корреспондентом АН СССР. Параллельно с ракетной тематикой С.А. Лавочкин в 1950 - 1954 годах разработал беспилотный самолет-мишень Ла-17, выпускавшийся почти 40 лет - до 1993 года. Кроме того, был создан и применялся его разведывательный вариант в качестве беспилотного фронтового фоторазведчика (прообраз современных беспилотных летательных разведывательных аппаратов).

В мае 1954 года постановлением Правительства ОКБ С.А.Лавочкина было поручено проектирование межконтинентальной крылатой ракеты получившей название «Буря». Впоследствии Лавочкиным был создан новый зенитный комплекс ПВО "Даль», основу которого составляли ракеты класса "земля-воздух" большой дальности ( до 500 км) для поражения высокоскоростных воздушных целей. При завершении испытаний "Бури" 9 июня 1960 года Семён Алексеевич Лавочкин скончался от сердечного приступа на полигоне Сары-Шаган в районе озера Балхаш (Казахстан). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Генерал-майор инженерно-авиационной службы, лауреат четырех Сталинских премий Семен Алексеевич Лавочкин был награжден тремя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, Орденом Суворова 1-й и 2-1 степени многими медалями. Имя Лавочкина носит научно-производственное объединение, образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Бронзовый бюст установлен на родине Героя в городе-герое Смоленске. Его именем названы улицы в Москве и Смоленске, там же установлены бронзовые бюсты. В Москве установлена мемориальная доска на доме, где жил С.А.Лавочкин.
Истребитель-перехватчик ЛА-250 "Анаконда" 1956г.
Истребитель ЛА-9 1946г.
Истребитель-перехватчик ЛА-200. 1949г.
© 1999 МГТУ им. Н.Э.Баумана «Выпускники и выдающиеся деятели Университета»
Информационное обеспечение и администрирование проекта ведет Музей МГТУ им. Н. Э. Баумана
Сделано в Отделе поддержки информационных ресурсов