Кулебакин Виктор Сергеевич(30 октября 1891, Москва – 22 февраля 1970, Москва. Похоронен на Новодевичьем кладбище) — крупнейший специалист в области электротехники, автоматики и авиационного электрооборудования, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, генерал-майор инженерно-авиационной службы.
Факультет:Механический
Кафедра:Двигатели внутреннего сгорания - Электротехника
Специальность:Инженер-механик.
Год окончания:1914
  • Лауреат премии им. П.Н. Яблочкова АН СССР, 1962 год.
  • Лауреат Сталинской премии 2 ст, 1950 год.
    за создание и внедрение нового рудничного конденсаторного элктровоза
  • Орден "Зак Почёта", 1940 год.
  • Орден "Красного Знамени", 1945 год.
  • Орден "Красной Звезды", 1945 год.
  • Орден "Красной Звезды", 1944 год.
  • Орден "Красной Звезды", 1936 год.
  • Орден "Ленина", 1942 год.
  • Орден "Ленина", 1958 год.
  • Орден "Трудового Красного Знамени", 1945 год.
Должности
1917-1940Преподавал в МВТУ-МММИ
1923-1960Преподавал в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского
1932-1934Заместитель директора по учебной и научной работе в МЭИ
1939-1941Руководитель Института автоматики и телемеханики АН СССР
Звания и Достижения
1961Заслуженный деятель науки и техники РСФСР
1939Член-корреспондент АН СССР
Академик АН СССР
1942Генерал-майор инженерно-авиационной службы
Виктор Сергеевич Кулебакин родился 30 октября 1891 г. в Москве в семье учителя гимназии. После окончания с золотой медалью Набилковского коммерческого училища он поступил в 1909 г. в ИМТУ. В этом году профессор Н.Е.Жуковский начал читать в ИМТУ лекции по теоретическим основам воздухоплавания, а П.П.Лазарев по электричеству и магнитизму.

Во время учебы в ИМТУ Виктор Сергеевич принимал активное участие в создании новой лаборатории по электротехнике. Тогда же его увлекла авиация и он начал заниматься в воздухоплавательном кружке, возглавляемым профессором Н.Е.Жуковским. В училище Кулебакин встретился с Карлом Афольфовичем Кругом, который на многие годы стал его учителем и коллегой. В 1914 г. после окончания с отличием ИМТУ Виктору Сергеевичу предложили преподавать на теоретических курсах Московской школы воздухоплавания при училище, но в октябре 1914 г., в связи с началом Первой мировой войны, он был призван в армию, где первое время занимался сборкой и ремонтом авиационных двигателей.

В октябре 1915 г. Кулебакин оканчивает Гатчинскую школу пилотов, получает «Права пилота-авиатора» и становится одним из первых военных летчиков в стране, к тому же имеющих диплом инженера одного из ведущих институтов России. После демобилизации из армии осенью 1917 г. В.С.Кулебакин возвращается в МВТУ, где преподает электротехнику, проводит многочисленные исследования в электротехнической лаборатории.

В 1918 г. Виктор Сергеевич начинает работать в Тепловом комитете при Московском политехническом обществе и одновременно преподает на только что организованном электротехническом факультете МВТУ. В 1920 г. по инициативе и по рекомендации своего учителя профессора К.А.Круга В.С.Кулебакин вошел в состав Комиссии ГОЭЛРО, выполняя ряд важных заданий по разработке плана ГОЭЛРО, принимал активное участие в решении многих практически важных инженерных задач, участвовал в оснащении электрооборудованием Подмосковного каменноугольного бассейна (1918 — 1921 гг.), принимал участие в налаживании производства электрооборудования для самолетов.

В 1921 г. был организован Государственный экспериментальный электротехнический институт (с 1929 г. — Всесоюзный электротехнический институт), и В. С. Кулебакина назначают заместителем его директора. В 1922 г. Виктор Сергеевич был избран профессором МВТУ, В 1926 году В.С. Кулебакин возглавил созданную им новую кафедру и лабораторию электроаппаратостроения в МВТУ, которая позднее отошла к МЭИ. В лаборатории были поставлены учебные и научно-исследовательские работы по автоматическим регуляторам, пускорегулирующей аппаратуре и аппаратам регулирующих устройств.

В 1930 г. после выделения из МВТУ энергетического института он перешёл на работу в новый институт, где с 1932 по 1934 г. работал заместителем директора по учебной и научной работе. В 1933 г. он был избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1934 г. Виктору Сергеевичу была присуждена степень доктора технических наук без защиты диссертации.

В. С. Кулебакин оказал большое влияние и на становление и развитие Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. В академии он организовал факультет и кафедру, которой он руководил с 1923 г., создал большую научную школу. Вся его дальнейшая деятельность была тесно связана с этой академией.

В 1939 г. Виктор Сергеевич Кулебакин был избран действительным членом АН СССР. В том же году академик В. С. Кулебакин создал Институт автоматики и телемеханики АН СССР (ныне Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН) и стал его первым директором. С 1941 по 1945 г. Кулебакин руководил работами, проводимыми Академией наук СССР и Военно-воздушной инженерной академией по оказанию научно-технической помощи и содействию фронту и промышленности. Кроме того, он стал членом Комиссии по мобилизации ресурсов Урала.

Самоотверженный труд в годы войны и организационные таланты Виктора Сергеевича сыграли большую роль в развитии авиационной промышленности страны, в подготовке военных кадров для авиации. В 1942 г. ему присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

В период с 1945 по 1947 г. он работал уполномоченным АН СССР в Германии. С 1944 по 1970 г. Виктор Сергеевич – научный руководитель и заведующий лабораторией Института автоматики и телемеханики АН СССР. В.С.Кулебакин внес большой вклад в создание теоретических основ автоматизации промышленности.

Особое место в деятельности В.С.Кулебакина занимают его исследования в области авиационной электротехники, родоначальником которой он являлся. Им созданы фундаментальные труды, способствовавшие развитию электрификации летательных аппаратов. Свои исследования он обобщил вместе со своими учениками в книге «Электрификация самолетов» Это единственный, капитальный труд в данной области, как у нас, так и за рубежом. Эта монография являлась учебником для студентов и пособием для инженеров при проектировании новых систем автоматического и электрического оборудования летательных аппаратов. Недаром эту монографию называют «энциклопедией авиационного инженера».

В.С. Кулебакин являлся членом бюро ОТН, главным редактором Известий ОТН АН СССР, членом редакционно-издательского совета АН СССР, председателем редакционной комиссии по изданию всех материалов и трудов ГОЭЛРО. С 1926 по 1935 годы являлся председателем учебно-методической комиссии по энергетическим вузам ГУУЗ ВСНХ и Комитете высшего технического образования. Много лет состоял членом Высшей аттестационной комиссии. Уникальна и педагогическая деятельность В.С.Кулебакина. На протяжении нескольких десятков лет он одновременно был профессором в нескольких вузах: МВТУ, Московском механико-электротехническом институте им. М.В.Ломоносова и Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, а также заведующим кафедрой МЭИ.

Заслуги академика, генерал-майора инженерно-авиационной службы В.С. Кулебакина были высоко оценены Правительством. Он награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, двумя орденами «Знак Почета» и медалями, был удостоен Государственной премии СССР. Скончался Виктор Сергеевич Кулебакин 11 февраля 1970 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
© 1999 МГТУ им. Н.Э.Баумана «Выпускники и выдающиеся деятели Университета»
Информационное обеспечение и администрирование проекта ведет Музей МГТУ им. Н. Э. Баумана
Сделано в Отделе поддержки информационных ресурсов