Климов Владимир Яковлевич(23 июля 1892, Москва – 9 сентября 1962, Москва. Похоронен на Новодевичьем кладбище) — советский учёный в области авиационного моторостроения, конструктор авиационных двигателей, генерал-майор инженерно-технической службы (1944), академик АН СССР (1953). Дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).
Факультет:Механический
Кафедра:Аэрогазодинамика
Специальность:Инженер-механик
Год окончания:1918
  • Герой Социалистического Труда, 1940 год.
  • Герой Социалистического Труда, 1957 год.
  • Орден "Ленина", 1936 год.
  • Орден "Ленина", 1940 год.
  • Орден "Ленина", 1943 год.
  • Орден "Ленина", 1957 год.
  • Орден "Ленина"
  • Орден "Отечественной войны" 1ст, 1945 год.
  • Орден "Суворова" 1 ст, 1945 год.
  • Орден "Суворова" 2 ст, 1944 год.
  • Орден "Трудового Красного Знамени", 1939 год.
  • Лауреат Сталинской премии 1 ст, 1941 год.
    за разработку нового авиационного мотора
  • Лауреат Сталинской премии 1 ст, 1946 год.
    за создание нового образца авиационного мотора
  • Лауреат Сталинской премии 1 ст, 1949 год.
    за создание двигателя
  • Лауреат Сталинской премии 2 ст, 1943 год.
    за усовершенствование авиационного мотора
Должности
1918-1924Начальник отдела авиационных двигателей ВСНХ
1920-1933Преподавал в МВТУ-ВВИА-МАИ
1924-1935Председатель комиссий по закупке лицензий на иностранные двигатели
1931-1933Начальник отдела ЦИАМ
1935-1946Главный конструктор авиамоторного завода 26 в Рыбинске и Уфе
1946-1956Главный конструктор ОКБ в Ленинграде
1947-1956Главный конструктор ОКБ-45 в Москве
1956-1960Генеральный конструктор ЦИАМ
Звания и Достижения
1953Академик АН СССР
1944Генерал-майор инженерно-авиационной службы
1943Член-корреспондент АН СССР
Владимир Яковлевич Климов родился 11 (23) июля 1892 года в Москве в семье рабочего-строителя. В 1910 г. после окончания специального технического училища с семилетней программой обучения он поступает на механическое отделение ИМТУ. Здесь он принимает активное участие в работе воздухоплавательного кружка, организованного в училище Н.Е.Жуковским. Был призван в армию, в авиационную часть. После Октябрьской революции работает сначала в проектом отделе «Общества коломенских заводов, а затем, по приглашению выпускника ИМТУ Е.А.Чудакова, заведующим отделов авиационных моторов Научной автомобильной лаборатории. В это время преподавал в МВТУ, ВВИА имени Н. Е. Жуковского, МАИ имени С. Орджоникидзе.

При организации в 1930 г. ЦИАМ В.Я.Климов был назначен начальником отдела бензиновых авиационных двигателей. Одновременно участвовал в разработке первых советских звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения М-12, М-23 и др. (1925—1927) и первого, самого мощного в то время (ок. 650 кВт (880 л. с.)), 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13 (1925—1930). С 1935 года — главный конструктор авиационных двигателей. К середине 1930-х годов организует производство 12-цилиндрового двигателя М-100, мощность которого была на 30 % больше, чем у аналогичных зарубежных двигателей тех же размеров, а затем серийного двигателя М-103 для бомбардировщиков «СБ» конструкции А. Н. Туполева и А. А. Архангельского.

В конце 1930-х — начале 1940-х под руководством Климова создаётся ряд мощных серийных двигателей (М-105, ВК-105ПФ, ВК-107, ВК-108), оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 конструкции В. М. Петлякова ( также выпускника МВТУ) и истребителях конструкции А. С. Яковлева, прославившихся в сражениях Великой Отечественной войны. За разработку и модернизацию этого двигателя Владимир Яковлевич был удостоен в 1941 и 1943 гг. Сталинских премий в области науки и техники. Награды получила и большая группа сотрудников ОКБ.

В октябре 1940 г. В.Я.Климов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В этом же году по представлению Ученого совета ЦАГИ ему присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1943 г. он был избран членом-корреспондентом АН СССР.

В послевоенный период в ОКБ под руководством Климова разработан ряд воздушно-реактивных двигателей. В 1947—1949 создаются первые отечественные двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов. За разработки конкретных образцов авиационных двигателей В.Я.Климов еще дважды удостаивался Сталинских премий в 1946 и 1949 гг.В 1951 году на основе английского двигателя «Nene» был создан ВК-1Ф — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях.

В ходе научных исследований и конструкторской работы Климовым были разработаны и внедрены специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиационных двигателей под давлением, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей, предложен ряд оригинальных решений в конструкциях ТРД.

Климов внёс существенный вклад в развитие теории смазки, в решение проблем уравновешивания поршневых авиадвигателей и др. вопросов двигателестроения. В знак признания большого вклада В.Я.Климова в теорию авиационного двигателестроения в 1953 г. его избирают академиком АН СССР. В 1957 г. В.Я.Климов во второй раз был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В. Я. Климов умер 9 сентября 1962 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище

В 2002 году именем В. Я. Климова была названа улица в Шевченковском районе города Запорожье. Также в Запорожье есть парк академика Климова.

Во время Великой Отечественной войны В. Я. Климов внёс большой вклад в Фонд обороны: МОСКВА, КРЕМЛЬ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ Желая помочь нашей героической Красной Армии быстрее разгромить немецко-фашистских захватчиков, я отдал свои денежные сбережения в сумме 73 тысяч рублей в фонд строительства эскадрильи самолётов. Главный конструктор завода Герой Социалистического Труда КЛИМОВ

Главному конструктору завода Герою Социалистического Труда тов. КЛИМОВУ Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Климов, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. И. СТАЛИН Газета «Известия», 4 марта 1943
© 1999 МГТУ им. Н.Э.Баумана «Выпускники и выдающиеся деятели Университета»
Информационное обеспечение и администрирование проекта ведет Музей МГТУ им. Н. Э. Баумана
Сделано в Отделе поддержки информационных ресурсов