Кишкин Сергей Тимофеевич(30 мая 1906, Луганск Екатеринославская губерния – 3 мая 2002, Москва) — лидер среди учёных в области металловедения и металлургии авиационных материалов. Создал жаропрочные сплавы для авиации.
Факультет:Механический
Кафедра:Металловедение
Специальность:Инженер-механик.
Год окончания:1931
  • Лауреат Государственной премии СССР, 1968 год.
  • Золотая медаль им. Д.К. Чернова АН СССР, 1988 год.
    за цикл работ в области прочности и жаропрочности металлических материалов для авиакосмической техники
  • Лауреат Сталинской премии, 1942 год.
  • Лауреат Сталинской премии, 1949 год.
  • Лауреат Ленинской премии, 1984 год.
  • Орден "За заслуги перед Отечеством" 4-й ст, 2002 год.
  • Орден "Ленина", 1945 год.
  • Орден "Октябрьской Революции", 1971 год.
  • Орден "Трудового Красного Знамени", 1975 год.
  • Орден "Трудового Красного Знамени", 1957 год.
  • Орден "Трудового Красного Знамени", 1948 год.
  • Орден "Трудового Красного Знамени", 1949 год.
  • Лауреат премии Правительства РФ, 2000 год.
  • Лауреат премии Совета Министров СССР, 1950 год.
  • Лауреат премии Совета Министров СССР, 1981 год.
Должности
1931-1934Инженер техотдела ОГПУ
1934-1938Заместитель начальника отдела чёрных металлов
1938-1975Заместитель начальника ВИАМ по научной работе
1948-1960Заведующий кафедрой металловедения МАИ
1975-1988Начальник лаборатории Физика металлов
1988-2002Советник Генерального директора ВИАМ
Звания и Достижения
1966Академик АН СССРОтделение физикохимии и технологии неорганических материалов
1991Академик РАН
1957Заслуженный деятель науки и техники РСФСР
1943Профессор
1960Член-корреспондент АН СССР
Сергей Тимофеевич Кишкин родился 30 мая 1906 года в г. Луганске Екатеринославской губернии в семье кузнеца. В 1923 г. окончил индустриально-техническую профшколу в Луганске. Три года работал чертежником в техническом отделе местного завода № 60. В 1926 г. С.Т. Кишкин поступил в Московское высшее техническое училище (ныне — МГТУ им. Н.Э.Баумана). Незадолго до его окончания был мобилизован для участия в организации Московского высшего инженерно-педагогического института (взамен Высших педагогических курсов) при МВТУ.

По завершении организации нового института Кишкин вернулся в МВТУ, где после окончания учёбы в марте 1931 г. по специальности металловедение, был оставлен аспирантом на кафедре металловедения. Учёба в аспирантуре была прервана для выполнения важного задания – создания брони для плавающих танков. Этой проблемой Сергей Тимофеевич занимался, работая инженером-исследователем в специальном конструкторском бюро ОГПУ в 1931 в 1934 годах.

Cозданная броня повышенной стойкости была внедрена на ряде броневых заводов в 1933 г. и принята на вооружение для изготовления танкеток Т-27 и плавающих легких танков (амфибий) Т-37. В 1934 г. С.Т. Кишкин вместе с Н.М. Скляровым по приглашению профессора И.И. Сидорина перешёл на работу во Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ) в отдел чёрных и цветных металлов, где возглавил броневую группу, которая впоследствии была реорганизована в лабораторию, которой Сергей Тимофеевич руководил с1937 по 1950 год.

Задачей лаборатории являлась разработка авиационной брони для защиты боевой авиации. Первые в истории советской авиации броневые стали для защиты лётчиков были изготовлены на основе стали марки "П", предложенной Кишкиным совместно со Скляровым. Броня нашла широкое применение в боевой авиации времён Великой Отечественной войны, из неё изготовили более 100 тыс. броневых спинок, надёжно защищавших экипаж самолётов.

В это же время авиаконструктором С.В. Ильюшиным был создан новый тип боевой машины - бронированный штурмовик ИЛ-2 – «летающий танк», с цельноброневым фюзеляжем. Используя свойства этой брони, ИЛ-2 обеспечивал практически полную его неуязвимость от стрелкового оружия того времени и в значительной степени от малокалиберных снарядов осколочного и фугасного действия.

В начале 1950-х годов ВИАМ по предложению С. Т. Кишкина начал разрабатывать для лопаток турбин реактивных двигателей литейные жаропрочные сплавы, обладающие рядом преимуществ перед деформируемыми. Под его руководством создано целое семейство новых высокожаропрочных сплавов для монокристального литья турбинных лопаток всех типов двигателей гражданских и военных самолетов.

Одновременно с изысканиями эффективной авиационной брони Сергей Тимофеевич активно занялся организаторской работой в институте. Он был назначен вначале заместителем начальника (1938), а затем и начальником отдела чёрных металлов. Успех работы на этом поприще дал основание для его назначения в 1938 году заместителем начальника ВИАМа по научной части. Это было весьма ответственное поручение. Ситуация усугублялась сначала непростой предвоенной обстановкой, а затем трудными годами Великой Отечественной войны, тяжестью эвакуации.

Осуществляя научно-техническое руководство лабораториями ВИАМа по чёрным металлам, Кишкин способствовал быстрейшему внедрению в промышленность результатов научных разработок. За достижения в области научных исследований во время Великой Отечественной войны Кишкин был награждён орденом Ленина.

Сергей Тимофеевич внёс крупный вклад в организацию производства титановых сплавов в СССР. Работы в этом направлении были начаты в 50-е годы и тогда же Кишкин выступил с предложением организовать производство титана, чтобы использовать его в качестве авиационного материала. За короткий срок СССР вышел на первое место в мире по выплавке этого сплава.

К атомной проблематике Кишкин был привлечён в последний военный год. Поводом послужила катастрофическая ситуация, сложившаяся с герметичностью алюминиевых блоков корпусов тепловыделяющих элементов реакторов (твэлы). Брак по течи выявлялся только при эксплуатации. Кишкин с сотрудниками внёс определяющий вклад в решение задачи герметичности и выявления брака.

Вторая проблема, решённая Сергеем Тимофеевичем применительно к атомной энергетике -это промышленное производство изотопа уран-235. Он предложил использовать в качестве материала для производства центрифуг высокопрочные алюминиевые сплавы. Именно этот сплав стал основным материалом центрифуг, что определило решение проблемы промышленного производства урана-235.

Научную деятельность Сергей Тимофеевич совмещал с подготовкой инженерных кадров в Московском авиационном институте, где в 1948—1960 гг. работал заведующим кафедрой материаловедения. Оставаясь первым заместителем директора Всесоюзного (ныне Всероссийского) научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) в 1938—1975гг. Сергей Тимофеевич оставался начальником лаборатории физики металлов, которой он заведовал с 1950 по 1986год.

Начиная с 1986 год до конца жизни Сергей Тимофеевич был советником Генерального директора ВИАМ. В 1960 году С.Т.Кишкин был избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению технических наук (металлургия и металловедение), а в 1966 г. - действительным членом АН СССР по Отделению физикохимии и технологии неорганических материалов (конструкционные материалы и их обработка). В 1963—1987 гг. С.Т. Кишкин работал на посту заместителя академика-секретаря Отделения физикохимии и технологии неорганических материалов АН СССР и председателя Научного совета АН СССР по конструкционным материалам для новой техники.

Он участвовал в работе нескольких учёных советов, а с 1947 г. был членом Научного совета Министерства авиационной промышленности СССР. С.Т.Кишкин - лауреат Ленинской, двух Сталинских, Государственной премий СССР, двух премий Совета Министров СССР. Он был награжден орденами Ленина Октябрьской революции, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» IVстепени, многими медалями.

Теоретические положения и эффективные методы, предложенные С.Т. Кишкиным, явились основой для разработки жаропрочных сплавов всех типов и видов, а также сталей и тугоплавких сплавов. Эти сплавы стали основными материалами в ракетных двигателях всех систем, начиная от прямоточных двигателей, жидкостных реактивных двигателей и кончая мощными ракетных двигателей для вывода космических кораблей, спутников и других ракетно-космических объектов. Научная школа С.Т. Кишкина вырастила многих специалистов для предприятий авиационной промышленности.
Скончался С.Т.Кишкин 3 мая 2002 года. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.
© 1999 МГТУ им. Н.Э.Баумана «Выпускники и выдающиеся деятели Университета»
Информационное обеспечение и администрирование проекта ведет Музей МГТУ им. Н. Э. Баумана
Сделано в Отделе поддержки информационных ресурсов