Каторгин Борис Ивановичродился 13 октября 1934, г. Солнечногорск. Московская область — известный российский ученый и конструктор в области энергетики, академик РАН, Заслуженный деятель науки РФ, участник и руководитель исследований и создания высокоэффективных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) для мирного использования космического пространства.
Факультет:ТГМ - Тепловых и гидравлических машин
Кафедра:Тепловозостроение
Специальность:Инженер-механик
Год окончания:1958
  • Лауреат "Государственной премии" РФ, 2003 год.
  • Лауреат премии Глобальная Энергетика, 2012 год.
  • Орден "За заслуги перед Отечеством" 3 ст, 1996 год.
  • Орден "Знак Почета", 1971 год.
  • Орден "Князя Ярослава Мудрого" 4 ст-Украина, 2001 год.
  • Лауреат премии Совета Министров РФ, 1997 год.
Должности
1958Поступил на работу в НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко
1972-1985заместитель начальника отдела перспективных разработок НПО Энергомаш
1985-1991заместитель главного конструктора НПО Энергомаш
1991-2005генеральный директор и генеральный конструктор НПО Энергомаш
2005-2009генеральный конструктор НПО Энергомаш
2009руководитель Научно-образовательного центра Энергофизические системы МАИ.
Звания и Достижения
2003Академик РАНэнергетика
2001Заслуженный деятель науки РФ
2000Член-корреспондент РАНэнергетика
«За цикл исследований и разработок высокоэффективных жидкостных ракетных двигателей на криогенных топливах, обеспечивающих надежную работу космической системы при высоких энергетических параметрах в целях мирного использования космоса»

Каторгин Борис Иванович этому он посвятил 52 года творческой работы на одном предприятии – НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко, где начал трудится в должности инженера-конструктора, а затем возглавил это предприятие с 1991 г. по 2005 г. в качестве генерального директора и генерального конструктора, с 2005 г. – в качестве генерального конструктора. В настоящее время руководит Научно-образовательным центром «Энергофизические системы» Московского авиационного института (Национального исследовательского университета) и заведует кафедрой в этом институте.

Каторгин Б.И. родился в 1934 году в городе Солнечногорске Московской области, женат, имеет двух сыновей, Почетный гражданин Московской области, Почетный гражданин города Химки Московской области, награжден орденом «Знак Почёта» (СССР), «За заслуги перед Отечеством III степени» (Россия), «Князя Ярослава Мудрого V степени» (Украина) и медалями. Лауреат Государственной премии, премии Правительства России и премии им. Ф.А. Цандера РАН. Мастер спорта по борьбе «Самбо», член Попечительного совета Российской федерации «Самбо».

При непосредственном участии Б.И. Каторгина были заложены основы создания мощных ЖРД с использованием самых высокоэффективных схем организации рабочего процесса в двигателях, изучены и освоены процессы запуска и глубокого дросселирования двигателей по тяге, что позволило оптимизировать циклограммы полёта ракет. Им успешно решена проблема борьбы с высокочастотной неустойчивостью горения в ЖРД и найдено конструктивное оформление антипульсационных устройств, которые сегодня внедрены в самых современных двигателях НПО «Энергомаш», работающих на экологически чистом топливе с криогенным окислителем.

Под руководством Б.И. Каторгина НПО «Энергомаш» выжило в сложных экономических условиях, не потеряло интеллектуальный и производственный потенциал, предприняло успешные действия по выходу на международный рынок, что привело в 1992 году к заключитению с американской фирмой «Пратт-Уитни» «Соглашения о совместном маркетинге и лицензировании двигателей НПО «Энергомаш» на территории США».

В рамках международной деятельности под руководством Б.И. Каторгина был разработан проект известного сегодня во всем мире двигателя РД 180 с криогенным окислителем, и этот проект был представлен на конкурс, объявленный в США корпорацией Локхид-Мартин, по выбору ЖРД для ракет-носителей (РН) «Атлас III» и «Атлас V». Проект победил в конкурсе, двигатель был создан в сжатые сроки, сегодня производится серийно, поставляется в США и успешно эксплуатируется при запусках указанных РН, при этом РД - 180 считается лучшим ЖРД в мире.

Помимо работ по ЖРД Б.И. Каторгин создал на предприятии и руководил новым научно-техническим направлением – разработкой мощных сверхзвуковых непрерывных химических лазеров. Свой богатый научный опыт по работе с криогенными компонентами топлива он использует сегодня в работах по созданию систем криостатирования сверхпроводящих электротехнических систем. Автор более 330 научных трудов, из них 5 монографий и 180 изобретений и патентов. Почетный доктор РНЦ «Прикладная химия», Самарского государственного аэрокосмического университета им. С.П. Королева, Московского авиационно-технологического университета. Председатель экспертной комиссии по грантам Президента РФ по разделу «Инженерные и технические науки», член редколлегий ряда научно-технических журналов, председатель Государственной аттестационной комиссии МАИ. Более 40 лет занимается преподавательской деятельностью.

Краткая биография: 1958 г. – окончил Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана и поступил на работу в НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко; 1967 г. – защитил кандидатскую диссертацию в МГТУ им. Н.Э. Баумана; 1972 г. – заместитель начальника отдела перспективных разработок НПО «Энергомаш»; 1983 г. – защитил докторскую диссертацию в НПО «Астрофизика»; 1985 г. – заместитель главного конструктора НПО «Энергомаш»; 1991 г. – генеральный директор и генеральный конструктор НПО «Энергомаш»; 2000 г. – избран член-корреспондентом РАН, секция «Энергетика»; 2003 г. – избран действительным членом (академиком) РАН, секция «Энергетика»; 2005 г. – генеральный конструктор НПО «Энергомаш»; 2009 г. – руководитель Научно-образовательного центра «Энергофизические системы» МАИ.

Научная деятельность: При непосредственном участии Б.И. Каторгина - заложена основа создания мощных высокоэффективных ЖРД с дожиганием генераторного газа после турбины в основной камере сгорания; - впервые в мире разработана предельно замкнутая схема мощного ЖРД, включающая газификацию в газогенераторах обоих компонентов топлива; - разработан сферический силовой контур газогенератора; - обоснована теоретически и разработана конструкция смесительной головки камеры сгорания с антипульсационными перегородками, образованными форсунками, выступающими в пространство горения; - получены фундаментальные результаты по ядерным ракетным двигателям с высоким удельным импульсом; - теоретически и экспериментально продемонстрирована возможность использования в ракетных двигателя высокоэнергетических порошкообразных горючих; - выполнены теоретические и экспериментальные работы по созданию и оптимизации режимных параметров мощных непрерывных химических лазеров, получены уникальные результаты по удельному энергосъему и надежности; - получены впервые в мире опытные результаты по созданию экспериментальной гибридной энергетической магистрали с жидким водородом и сверхпроводящим кабелем.

© 1999 МГТУ им. Н.Э.Баумана «Выпускники и выдающиеся деятели Университета»
Информационное обеспечение и администрирование проекта ведет Музей МГТУ им. Н. Э. Баумана
Сделано в Отделе поддержки информационных ресурсов