17 Сен, 2018

Качество и надежность отечественной техники – основа ее конкурентоспособности

Л.И. Кушнарев – д.т.н., профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, Е.Л. Чепурина, А.В. Чепурин, С.Л. Кушнарев, – к.т.н., доценты РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Качество и надежность отечественной техники – основа ее конкурентоспособности Современный этап международных отношений указывает на острую необходимость скорейшего восстановления производственного потенциала страны и, в первую очередь, на основе технологической модернизации производства во всех сферах деятельности: машиностроении, транспорте, сельском хозяйстве, жилищном и дорожном строительстве и т.д. Технологическая модернизация всех видов производств предусматривает, прежде всего, их обеспечение качественно новыми надежными и эффективными техническими средствами отечественного производства на уровне лучших мировых аналогов. Импортная техника, машины и оборудование, многих стран мира широко применяются во многих отраслях народного хозяйства. Российские потребители оценили надежность и качество импортной техники, поэтому ее поставки в последние годы имели устойчивую динамику роста. В тоже время, производство отечественной техники многократно снизилось и длительное время находится на уровне 10–20 % от имеющихся производственных мощностей заводов-изготовителей. В результате импорта техники машиностроение теряет более половины спроса, что негативно отражается на цене и качестве машин и оборудования, основных показателях конкурентоспособности. И вместо того, чтобы повышать надежность и эффективность продукции машиностроения и конкурировать не только на внутреннем, но и на мировом рынке техники, отечественные потребители техники вынуждены закупать ее за рубежом. Это несет не только экономические издержки, но и ведет к снижению престижа нашего государства на международной арене. Результаты анализа развития техники и машиноиспользования в нашей стране и за рубежом указывают на наличие двух принципиально различных путей, соответствующих рыночному и командно-административному путям развития экономики. При рыночном – изначально ответственность за качество и надежность выпускаемых машин лежала на ее производителе. Для увеличения спроса и объемов реализации машин, повышения уровня работоспособности машин производители создали свою дилерскую систему, которая наряду с этими функциями собирала информацию о надежности выпускаемых машин и предлагала способы ее повышения. В результате длительного эволюционного развития фирменной системы технического сервиса, нацеленной на постоянное повышение конкурентоспособности выпускаемых машин и оборудования, фирмы-производители смогли достичь высочайшего уровня их надежности. Командно-административный путь развития складывался в условиях постоянной экономической и политической блокады государства, технической отсталости от капиталистически развитых стран Запада, отсутствии подготовленных кадров специалистов и времени на создание мощного индустриально-экономического потенциала. Поэтому в целях наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и было принято административное решение о создании и развитии системы машиноиспользования техники на межотраслевой основе – в начале путем создания машинно-тракторных станций, а в последующем – предприятий технического сервиса. Основные функции при этом распределялись следующим образом: – задачами машиностроения было создание и поставка машин и оборудования отраслям и предприятиям-потребителям; – потребители осуществляли использование машин и оборудования по назначению при производстве механизированных процессов и работ и выполняли основной объем работ по техническому обслуживанию и ремонту для обеспечения работоспособности машинного парка; – ремонтно-обслуживающие предприятия осуществляли наиболее ремонтосложные работы по обеспечению работоспособности и восстановления ресурса машин и оборудования потребителей техники. Жесткий контроль технического уровня, качества и показателей надежности отечественных новых и отремонтированных машин и оборудования осуществляли специализированные лаборатории государственного надзора, но достичь требуемого близкого к мировому уровню качества продукции машиностроения так и не удалось. Исследования показывают, что основными причинами этого явились незаинтересованность заводов-изготовителей и предприятий технического сервиса в обеспечении требуемого уровня качества, надежности и работоспособности машин и оборудования потребителей. В результате, при переходе экономики к свободным рыночным отношениям, они потеряли значительную часть спроса на предлагаемые потребителям продукцию, работы и услуги, что привело в этих сферах экономики к затяжной стагнации производств, постоянному увеличению импорта техники в течение последних двух десятилетий. Ежегодно практически во все сферы экономики государство направляет финансовые средства на поддержку развития производства и, в первую очередь, предприятий машиностроения без предъявления каких-либо требований по качеству, надежности и эффективности выпускаемой отечественной техники. Низкий уровень качества, надежности и эффективности машин и оборудования в значительной мере снижают эффективность использования всех видов производственных ресурсов государства как в сфере производства техники, так и в сферах использования и технического сервиса, тем самым повышая ресурсоемкость и себестоимость производства продукции, работ и услуг. Это снижает эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий, использующих некачественную технику для производства товаров народного потребления. В свою очередь, низкий уровень рентабельности значительной массы предприятий-потребителей машин и оборудования становится основной причиной снижения их спроса на технику и услуги технического сервиса. Таким образом, основой предлагаемой концепции является обеспечение повышения качества, надежности и эффективности отечественных машин и оборудования. Дальнейшее увеличение дотирования сфер машиностроительного производства в настоящее время даже при формировании требований по повышению качества, надежности и эффективности отечественных машин и оборудования без разработки и внедрения в стране системы их фирменного технического сервиса является не только тормозом в проведении технологической модернизации производства и экономики, но и исключает остро необходимое повышение технического уровня машин и оборудования и применение ресурсосберегающих технологий производства, повышение качества, надежности и эффективности машин и оборудования отечественного производства. В настоящее время, как и в предыдущие периоды развития страны, у нас практически нет спокойного векового периода для эволюционного развития техники и технологий. Жизнь полна вызовов и рисков и требует ускоренного решения проблемы воссоздания мощного экономического потенциала государства на основе технологической модернизации всех производственных сфер народного хозяйства. Результаты исследований по разработке теоретических основ, методическому обеспечению проектирования систем технического сервиса, моделированию процессов в сферах производства машин, их использования и технического сервиса, технико-экономическая оценка эффективности внедрения фирменного метода как для предприятий и отраслей всех взаимосвязанных сфер экономики, так и государства в целом может существенно, в 2,5–3,5 раза (200–250 млрд. р.), уменьшить издержки на содержание машин и оборудования в сфере производства товаров народного потребления при несоизмеримо меньших затратах на внедрение разработанного организационно-экономического механизма и системы фирменного технического сервиса. Как было отмечено ранее, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемых промышленностью машин и оборудования, реализация задач перехода на фирменный метод технического сервиса полностью ложится на предприятия машиностроения. Но, как показывают результаты анализа состояния данной проблемы, они практически не готовы и не имеют никаких возможностей для внедрения фирменного метода технического сервиса. В первую очередь требуется активизация усилий по сбору и анализу уже выполненных по данному направлению исследований для формирования теоретических основ построения системы фирменного технического сервиса машин и оборудования отечественного производства в условиях рыночных отношений и конкуренции. Это позволит научно обосновано разработать основополагающие принципы концепции создания и развития фирменного технического сервиса, установить требуемые потенциал, ресурсное обеспечение и этапы реализации проекта. Это позволит также подготовить программу реализации проекта и требуемое научно-методическое обеспечение реализации поставленных задач по оптимизации и обоснованию организационно-технологических и производственно-экономических параметров систем и подсистем фирменного технического сервиса. Полученные теоретические и методические основы, разработанная концепция и передовой опыт в сфере организации технического сервиса в России и за рубежом станут фундаментальной основой для подготовки кадров. Подготовка кадров специалистов, бакалавров и магистров, а также кадров высшей квалификации по технологии, организации и экономике фирменного технического сервиса машин и оборудования является одним из основных направлений реализации данного проекта, которое необходимо начать незамедлительно. При этом проект должен охватывать все процессы воспроизводства технического потенциала государства, от проектирования и производства машин и оборудования, реновации техники как полной, так и частичной, вплоть до списания отработавших свой срок службы машин и утилизации не подлежащих восстановлению машин, агрегатов и узлов. При этом целесообразно использовать накопленный опыт организации технического сервиса, ремонтно-обслуживающую базу и оставшиеся кадры специалистов-ремонтников, а также последние разработки по данному направлению исследований предприятий и подразделений существующей системы технического сервиса. Это потребует глубокого научного анализа накопленных знаний и правильного их преломления в соответствии с современными реалиями и требованиями по качеству, надежности и эффективности отечественных машин и оборудования и их технического сервиса. Накопленные знания и опыт, имеющиеся разработки, составляющие ноу-хау по данному направлению, позволяют при заинтересованности государства, машиностроительных компаний, фирм, предприятий реализовать данный проект за период времени существенно меньший, чем вековой, как на Западе. Практическая реализация проекта по разработке и внедрению фирменного технического сервиса возможна только при заинтересованности государства и машиностроительных компаний, фирм и предприятий в повышении конкурентоспособности своей продукции, увеличении объемов ее производства, как для внутреннего, так и внешнего рынка техники, машин и оборудования, снижении издержек и стоимости продукции, товаров и услуг народного потребления. В качестве общегосударственного научного центра по решению данной проблемы может выступить МГТУ имени Н.Э. Баумана, имеющий необходимую учебно-научную базу и поставляющий машиностроительному производству страны высококвалифицированные инженерные кадры, разрабатывающему и реализующему современные технологии машиностроения и производительное оборудование для качественной высокоточной обработки материалов при изготовлении деталей машин. Повышение качества продукции машиностроения является целью настоящего проекта и одним из основных условий, обеспечивающих возможность разработки и внедрения фирменного метода технического сервиса машин и оборудования отечественного производства. Создание такого государственного учебно-научного центра возможно на факультете «Машиностроительные технологии» с одновременным освоением новых направлений подготовки бакалавров, магистров и кадров высшей квалификации, организацией глубоких теоретических исследований и научных разработок по технико-технологическим и организационно-экономическим вопросам проблемы. Для практической реализации проекта и внедрения результатов научных исследований по созданию системы фирменного технического сервиса должна быть установлена прямая связь с заинтересованными в повышении конкурентоспособности своей продукции предприятиями машиностроения. На этих предприятиях может быть внедрена не только перспективная организация технического сервиса выпускаемых ими машин и оборудования, но и практическая подготовка студентов и специалистов по фирменному техническому сервису. Здесь же на базе учебно-научного центра и предприятий машиностроения целесообразно организовать переподготовку и повышение квалификации специалистов, проведение стажировок и другие формы обучения. К сожалению, специалистов высшей квалификации способных и готовых к реализации настоящего проекта немного. Поэтому, уже на начальном этапе его реализации необходимо организовать работу по их привлечению из различных отраслей народного хозяйства, провести их специальную переподготовку с постановкой и конкретизацией требующих решения задач по созданию системы фирменного технического сервиса отечественной машиностроительной продукции.
  • 17 Сен, 2018