Главное в жизни — оставить след

11 ноября 2009 года я впервые с непередаваемым душевным волнением переступила порог Вашего учебного заведения. Мне предстояло непосредственно увидеть и почувствовать ход истории нашей страны, отразившейся на моей семье, как и на тысячах других семей, во второй половине 30-ых гг. прошлого столетия. В конце лета 1920 года это порог переступил мой отец, Бобриков Василий Николаевич, поступивший в Техническое училище в период разгара постреволюционных преобразований в стране, связанных с изменениями в её государственном строе. Изменялись форма правления (республика вместо монархии), форма государственного устройства (Федерация вместо унитарного государства) и форма государственного режима (диктатура пролетариата вместо абсолютизма).

Эти изменения воспринимались как проявление общенародной демократии, тем более, что подобные события уже имели место в истории человечества. Например, в период Великой Французской революции.

Молодёжь потянулась к знаниям, чтобы помочь техническому и социально-экономическому развитию молодого государства. Такая мечта была и моего отца – помочь в развитии электрификации России.

Времена были тяжёлые. Будучи студентом IV курса он получил разрешение совмещать учёбу с работой на должности помощника машиниста на Северной железной дороге.

После окончания училища по запросу руководства Северной железной дороги он был направлен на работу в созданное незадолго до этого бюро электрификации Северной железной дороги и вскоре был назначен главным инженером по электрификации этого участка российских железных дорог. После выполнения этой задачи Наркомом путей сообщения в 1934 году был вручён отцу знак отличия “Почётному железнодорожнику”.

В это же время в Наркомате путей сообщения появляется новое направление деятельности, а именно, создание внутригородской подземной железной дороги в Москве. Отцу было поручено выполнение этой задачи. Он был назначен главным инженером, а затем, в 1935 году заместителем начальника метрополитена. Первая линия метрополитена была введена в эксплуатацию в 1935 году и в день открытия движения отцу было поручено провести первый состав поезда от станции “Сокольники” до станции “Парк культуры и отдыха”.

За эту работу в 1936 году он был награждён высшим орденом Советского Союза – орденом Ленина.

Но наступил 1937 год – год начала самого страшного периода в истории сталинского режима – периода жесточайших политических репрессий. Были арестованы тысячи представителей научно-технической интеллигенции, талантливых инженеров и управленцев, военноначальников и деятелей культуры по всей стране. В период, непосредственно предшествующий началу II мировой войны, были обезглавлены основные направления хозяйственной деятельности страны.

Очередь отца наступила 24 февраля 1938 года. Судебные дела рассматривались органами военной юстиции (так называемые “тройки”). 28 августа 1938 года отец был приговорён к расстрелу и приговор был приведён в исполнение в тот же день на Спецобъекте НКВД СССР (24-ый км. Калужского шоссе) на территории Бутовского полигона.

Родственники лиц, попавших в расстрельные списки, получали извещения, что их близкие люди приговорены к 10-ти годам лишения свободы без права переписки. Поэтому лишь в конце 40-ых гг. семьи возобновили поиск невернувшихся из мест заключения лиц.

Только после смерти Сталина в 1953 году и выступления на партсъезде М.С. Хрущёва, разоблачившего культ Сталина и суть репрессий 1937 – 1940 гг., стало ясно, что формулировка и десять лет без права переписки заменяла формулировку “расстрел”.

17 мая 1956 года Военная коллегия Верховного суда СССР отменила приговор от 28 августа 1938 года в отношении моего отца “по вновь открывшимся обстоятельствам”, дело было прекращено за отсутствием состава преступления и он бы посмертно реабилитирован. Были выданы два свидетельства о смерти, разделённые определённым периодом времени: от 30 августа 1956 года, где датой смерти является 7 июля 1942 года, а причина смерти не указана и от 12 апреля 1991 года, заменившее дату смерти на 28 августа 1938 года и указавшее причину смерти – “расстрел”, что соответствовало истине.

В такие жестокие периоды, в так называемые “зигзаги” истории попадали многие поколения людей в разных странах в связи с особенностями их исторического развития, которые невозможно предвидеть и изменить. Но главное в том, что за короткий период времени (13 неполных лет), отведенных судьбой моему отцу после окончания ВУЗа, ему всё же удалось исполнить свою мечту – участвовать в электрификации России. Конечно, он мог бы и, безусловно, сделал бы гораздо больше, т. к. был профессионалом. Это качество, в значительной мере, было определено ВУЗом, в котором он учился и в котором Вы учитесь сейчас. Поэтому все документы, связанные с жизнью и трудовой деятельностью моего отца, а также его награду за труд я передаю в музей МВТУ им. Н.Э. Баумана.

Дело, которое он начал, не пропало, а было продолжено его последователями, такими же энтузиастами, каким он был сам. Значит это дело было правильным и полезным для людей и общества.

А я до сих пор вижу следы его деятельности в интенсивном, с минимальными интервалами движения электропоездов на северном направлении, перевозящих трудовой люд Подмосковья утром в Москву, а вечером – домой, и в обширной сети линий метрополитена, без которого жизнь в Москве уже немыслима.

Дорогие студенты-бауманцы, если вы действительно хотите стать профессионалом в вашем деле, постарайтесь “выкачать из ваших преподавателей, доцентов и профессоров максимум их знаний, чтобы затем, обогатив их результатами новой своей практической работой, передать их своим последователям таким же студентам, как вы сейчас.

Желаю вам счастья и светлого пути,
Бобрикова Марина Васильевна,
с. н. с., к. ю. н., доцент.
3 декабря 2009

Ваш браузер — Internet Explorer

К сожалению, этот браузер уже устарел: он уже не поддерживает новые веб-технологии и не соответствует современным веб-стандартам, поэтому некоторые элементы на странице могут отображаться некорректно. В этой связи, рекомендуется обновить Ваш браузер до последней версии или использовать альтернативные браузеры бесплатно, такие как Google Chrome, Mozilla Firefox, Yandex, Opera