21 января 2019

Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента.

Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента.

9 января 2019 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана начались первые экзамены по курсам «Математический анализ» (МА) и «Аналитическая геометрия» (АГ) в 13 студенческих группах (ФН11-11,12,13, Э4-11, Э7-11,12, Э9-11,12, АК1-11, АК2-11,12, АК3-11 и АК4-11), которые в течение всего осеннего семестра 2018/19 учебного. года в рамках эксперимента обучались  по технологии цифрового математического образования. 

Главная особенность новой технологии - использование уникальной информационно-образовательной среды (ИОС) Nomotex, разработанной на кафедре ФН-11 на основе Web-технологий. Применение ИОС Nomotex позволяет проводить лекции и семинары по математике в специализированных аудиториях с интерактивной доской или проектором, позволяет  студентам самостоятельно изучать математические дисциплины, используя для этого любые гаджеты. Ключевые особенности ИОС Nomotex заключаются в применении новой нейросетевой модели представления знаний, основанной на «квантах знаний» и связях между ними; в наличии «конструктора» знаний, единой унифицированной сквозной системы знаний с интерактивными гиперссылками и тезаурусом, уникальной интерактивной 3D компьютерной визуализации математических понятий, наличии инженерных примеров применения математических знаний.

ИОС Nomotex позволяет проводить в автоматизированном режиме (без участия преподавателя) оценку освоения математических знаний. Студенты, обучающиеся в рамках эксперимента, имеют в ИОС Nomotex удобные личные кабинеты, в которых они сдают все контрольные мероприятия (РК, КР и экзамены) и могут отслеживать свой рейтинг.

Процесс обучения по новой технологии не был легким ни для студентов, ни для преподавателей, поскольку он значительно отличается от классического обучения: так, например, конспекты лекций студентам пришлось писать в обязательном порядке, чтобы получить допуск к экзамену, а оценивал знания студентов «бездушный компьютер», который не прощал даже мелочей. Преподавателям пришлось бороться с капризной техникой, которая не всегда работала, с ошибками самого Nomotex, пришлось привыкать к новой методике оценки знаний, обучаться работать с Nomotex, готовить задания для автоматизированной оценки знаний.

Однако, к концу семестра, после напряженной работы всего коллектива преподавателей, стало ясно, что новая технология имеет большие достоинства: значительно сокращается рутинная проверка домашних заданий, задач на КР, РК и экзаменах, больше времени остается на  консультации. Экзамены проводятся значительно более комфортно, по четкому регламенту. Для студентов преимуществ в новой технологии оказалось еще больше: весь материал курсов для них  был доступен в течение всего семестра в электронном виде. Можно было в домашних условиях многократно осуществлять компьютерный тренинг решения задач, внимательно изучать лекции с великолепно сделанной компьютерной анимацией. После некоторой адаптации сдавать РК, КР или экзамен компьютеру оказалось даже более комфортно, чем преподавателю.

9 января первые студенты группы АК1-11 сдали экзамен по МА в системе Nomotex. За две недели экзаменов первые итоги оказались вполне удовлетворительными: в некоторых группах (Э9-12,  Э4-11,  Э7-11, АК2-12), процент успешной сдачи достиг 80-90%.

Особое значение имеет тот факт, что новая технология позволяет обеспечить высокий уровень единства требований и объективности оценки знаний студентов.

Экзамены продолжаются. А в весеннем семестре планируется продолжение эксперимента – по новой технологии будет проходить обучение на факультетах ФН, Э и АКФ  по курсам: «Интегралы и дифференциальные уравнения», «Линейная алгебра и ФНП», «ТФКП».

Эксперимент находится под опекой руководства университета. 13 ноября 2018 г. ректор МГТУ А.А. Александров посетил лекционные и семинарские занятия нескольких групп, обучающихся по новой технологии, и дал положительную оценку проводимому эксперименту. Экспериментальные занятия также посещали:  первый проректор – проректор по учебной работе Б.В. Падалкин, помощники ректора А.С. Колмыков и В.В. Босов, проректор по учебной работе Ю.Б. Цветков, начальник учебного управления Ю.Б. Макарова, декан АКФ Р.П. Симоньянц. Все они оказали большую помощь в проведении эксперимента.

В эксперименте участвуют около 20 преподавателей  кафедры ФН-11:  Ю.И. Димитриенко, Е.А. Губарева, Т.В. Облакова, А.А. Прозоровский, Т.Л. Анисова, М.П. Гордин, Р.В. Арутюнян, Е.А. Киреева, Т.Л. Иванова, К.М. Зубарев, А.Е. Пичугина, А.А. Сальникова, Е.С. Еголева, А.С. Облаков, А.В. Добрынина, Ю.В. Ожгибисова, а также Д. Чебаков, А.Алесин, Р. Касымова и С.Каримов. Предварительное тестирование задач осуществляют студенты кафедры ФН-11.

Созданная в МГТУ новая технология цифрового обучения математике является полностью уникальной, такой технологии на сегодняшний день нет ни в одном российском или иностранном университете.

           Руководитель проекта – заведующий кафедрой ФН-11 Ю.И. Димитриенко.

Фоторепортаж

Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента. Цифровое математическое образование. Первые итоги эксперимента.

Ваш браузер — Internet Explorer

К сожалению, этот браузер уже устарел: он уже не поддерживает новые веб-технологии и не соответствует современным веб-стандартам, поэтому некоторые элементы на странице могут отображаться некорректно. В этой связи, рекомендуется обновить Ваш браузер до последней версии или использовать альтернативные браузеры бесплатно, такие как Google Chrome, Mozilla Firefox, Yandex, Opera