31 октября 2017

Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров»

Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров»

В сентябре – октябре 2017 года прошло три первых заседания Всероссийского научно-методического семинара ««Новые информационные и цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров». Организаторы проведения семинара – кафедра Вычислительной математики и математикой физики (ФН-11) и НОЦ «СИМПЛЕКС» МГТУ им.Н.Э.Баумана. Модератор семинара – заведующий кафедрой ФН-11, директор НОЦ «СИМПЛЕКС», профессор Ю.И. Димитриенко.

Темой первого заседания семинара стали проблемы сертификации инклюзивных образовательных программ с использованием новых информационных технологий математической подготовки инженерных кадров.

В семинаре приняли участие – 32 участника из 8 университетов: МГТУ им.Н.Э.Баумана, Томского политехнического университета, ИТМО, УрФУ, МИСиС, Донского государственного технического университета, РХТУ им. Д.И. Менделеева, Тульского государственного университета, а также студенты .

Открыл заседание семинара – первый проректор-проректор по учебной работе МГТУ им.Н.Э.Баумана Б.В. Падалкин, который отметил актуальность проблемы создания новых информационных технологий для современного образовательного процесса, и для математической подготовки инженерных кадров в частности, особенно для учащихся с ограниченными возможностями.

Проректор по учебной работе МГТУ им.Н.Э.Баумана Ю.Б. Цветков в своем выступлении отметил, что особый интерес для повышения качества образования в технических университетах представляют технологии, обеспечивающие возможность реализации смешанной формы обучения (“Blended Learning”), представляющей сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п.

Директор ГУИМЦ МГТУ им.Н.Э. Баумана А.Г. Станевский отметил, что необходимость создания равных условий для получения высшего образования обучающимися инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обусловливает необходимость поиска новых форм работы с данными группами обучающихся, и в этом смысле наиболее перспективными являются новые цифровые технологии обучения, использующие средства визуализации, анимации и дистанционного обучения; в МГТУ им.Н.Э.Баумана в настоящее время проходит экспериментальное обучение студентов с ОВЗ с использованием новой информационно-образовательной среды NOMOTEX, предназначенной для математической подготовки инженеров.

Заведующий кафедрой ФН-11 Ю.И. Димитриенко в своем докладе отметил, что в МГТУ им.Н.Э.Баумана разработана новая информационно-образовательная среда NOMOTEX, которая предназначена для цифрового очного (аудиторного) обучения инженеров, она обеспечивает: возможность построения индивидуальных образовательных траекторий, возможность реализации системного подхода к обучению, благодаря нейросетевой структуре знаний и визуализации функциональных связей между элементами знаний; обеспечивает повышение мотивации обучающихся к изучению математики, благодаря наличию значительного количества математических и инженерных примеров, созданных с помощью средств компьютерной визуализации и анимации.
Была продемонстрирована ИОС NOMOTEX и показаны примеры ее использования в учебном процессе.

Начальник управления образовательных технологий и инклюзивного образования ИТМО О.В. Елисеева в своем докладе отметила, что особым средством математической подготовки обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ выступают онлайн-курсы, которые позволяют: прослушивать занятия обучающимися в любое время и неоднократно, упражнения и задания выполнять одновременно, но дистанционно, иметь все материалы в электронном виде, частично решать проблемы мобильности студента, снимать ограничение прослушивать математические дисциплины только в своем вузе. При этом необходимо кардинально переоснащать помещения вуза, создавать новую практику зачета результатов освоенного курса.

На 2-м заседании семинара была рассмотрена тема:«Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров». В семинаре приняли участие – 37 участников из 20 университетов: МГТУ им.Н.Э.Баумана, МГУ им.М.В. Ломоносова, Томского политехнического университета, ИТМО, МИСиС, Донского государственного технического университета, РХТУ им. Д.И. Менделеева, Тульского государственного университета, Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Кубанского государственного университета, МАИ, Московского политехнического университета, НИУ «Высшая школа экономики», Новосибирского государственного технического университета, Омского государственного технического университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Северо-Кавказского федерального университета, Уральского федерального университета, Тверского государственного университета, а также студенты .

Открыл заседание семинара – первый проректор-проректор по учебной работе МГТУ им.Н.Э.Баумана Б.В. Падалкин, который отметил актуальность проводимого семинара с целью координации усилий и обмена опытом по использованию цифровых и информационных технологий в современном образовательном процессе.

Директор департамента НИУ ВШЭ А.В. Белов в своем выступлении презентовал новую модель бакалавриата, обеспечивающую проектную направленность, тесную интеграцию с работодателями и аккредитацию основной образовательной программы в соответствии с международными стандартами в области инженерного образования; а также представил результаты создания и реализации проекта «Data Skills» в инженерных направлениях подготовки в МИЭМ НИУ ВШЭ.

Заведующий кафедрой математики ТвГУ К.М. Зингерман и профессор ТвГУ О.А. Рябова в своих выступлениях отметили необходимость и эффективность использования для студентов инженерных специальностей систем компьютерной алгебры «Maple» и отечественного русскоязычного программного пакета Fidesys. Фидесис (Fidesys) при подготовке специалистов в области математического моделирования.

Заведующий кафедрой математической кибернетики МАИ А.В. Пантелеев и доцент МАИ А.С. Алексейчук представили систему дистанционного обучения MathConference, разработанную под их руководством, которая позволяет реализовать проведение занятий в форме веб-конференции. Доцент ИТМО И.В. Сейферт отметила проблемы и перспективы создания онлайн курсов по математике для инженерных специальностей. Доцент НГТУ А.В. Баранов представил результаты внедрения в учебный процесс НГТУ виртуальных экспериментальных установок по куру «Физика»,

Заведующий кафедрой ФН-11 МГТУ им.Н.Э.Баумана Ю.И. Димитриенко и доцент Е.А. Губарева сформулировали принципы для новой модели математической подготовки инженеров: многоуровневость и непрерывность математической подготовки (введение Альфа-математики, Бета-математика, Гамма-Математики); учет характера деятельности инженеров в их математической подготовке; учет специфики инженерной подготовки в математических курсах; внедрение цифрового дистанционного образования (онлайн курсов, видеолекций, цифрового тестирования) в математическую подготовку инженеров; внедрение курсов по математическому и компьютерному моделированию; повышение привлекательности процесса обучения за счет широкого использование 3D визуализации и анимации, а также компьютерных игровых элементов в процессе математического обучения; создание специализированных информационно-образовательных сред для аудиторного процесса обучения математике.

Была продемонстрирована новая информационно-образовательная среда (ИОС) NOMOTEX, разработанная на кафедре ФН-11, и показаны примеры ее использования в учебном процессе.
Профессоры СПбПУ Ю.Я. Болдырев и А.И. Боровков представили концепцию модернизации математической подготовки инженеров, ключевыми факторами которой является широкое внедрение технологий математического моделирования в образовательном процессе технических университетов; вариативность и модульность образования инженеров, наглядность «геометрического» языка в математике.

Тема третьего заседания семинара: «Проблемы создания информационно-образовательных сред и формирования компетенций инженерных кадров с учетом современных требований экономики и математической подготовки».

В семинаре приняли участие – 26 участников из 12 университетов: МГТУ им.Н.Э.Баумана, Томского политехнического университета, ИТМО, МИСиС, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МАИ, Московского политехнического университета, НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Северо-Кавказского федерального университета, Уральского федерального университета, Тверского государственного университета, а также студенты .

Открыл заседание семинара – первый проректор-проректор по учебной работе МГТУ им.Н.Э.Баумана Б.В. Падалкин, который поприветствовал отметил актуальность проводимого семинара с целью необходимости формирования компетенций инженерных кадров в рамках математического образования с учетом современных требований экономики и мировых тенденций.

Директор департамента НИУ ВШЭ А.В. Белов в своем выступлении представил анализ требований работодателей к выпускникам ВШЭ по направлению «Прикладная математика», в числе которых были отмечены: умение разрабатывать математические модели, проводить компьютерное моделирование исследуемых объектов, процессов и устройств, относящихся к профессиональной сфере; знание Software Engineering Process; знание современных технологий и языков программирования (С/С++, Java, PHP, Net, Flash, Pl/SQL); навыки работы с CASE-средствами поддержки жизненного цикла ПО; навыки работы с промышленными СУБД и другие. Было отмечено, что необходимо разработать новую модель сотрудничества с ключевыми индустриальными партнерами.

Заведующий кафедрой ФН-11 Ю.И. Димитриенко, в своем выступлении представил информационно-образовательную среду (ИОС) NOMOTEX, разработанную в МГТУ им.Н.Э.Баумана, и отметил, что ИОС NOMOTEX обеспечивает: возможность построения индивидуальных траекторий математической подготовки инженерных кадров, возможность реализации системного подхода при изучении математических знаний благодаря нейросетевой структуре знаний и наличию специального инструмента для визуализации функциональных связей между элементами знаний; повышение мотивации обучающихся к изучению математических знаний, благодаря наличию в ИОС значительного количества математических и инженерных примеров, созданных с помощью средств компьютерной визуализации и анимации. В докладе была предложена одна из возможных моделей построения взаимодействия университетов и индустриальных предприятий с использованием цифровых технологий, основанная на идее создания корпоративных кафедр для реализации Индивидуальных траекторий подготовки инженеров по заказам промышленных предприятий.

Ю.Я. Болдырев, А.И. Боровков в своем докладе представили концепцию модернизации математической подготовки инженеров, которая основана на следующих принципах: ключевым фактором в формировании «Цифровой экономики» является тотальное внедрение технологий математического моделирования в самых разнообразных формах во все сегменты (сферы) производства; необходимость учета основных типов деятельности инженеров; нацеленность на внедрение и развитие на всех этапах производства передовых производственных технологий; принцип вариативности – гибкий выбор содержания математического образования инженеров, принцип наглядного «геометрического» языка в математике; принцип модульности, построенный, во-первых, на трех основных типах деятельности инженеров, и, во –вторых на разбиении дисциплин на целостные модули.

По завершению выступлений состоялся обмен мнений с участием представителей работодателей: промышленных предприятий и институтов РАН.

Фоторепортаж

Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров» Всероссийский семинар «Новые цифровые технологии для математической подготовки инженерных кадров»

Ваш браузер — Internet Explorer

К сожалению, этот браузер уже устарел: он уже не поддерживает новые веб-технологии и не соответствует современным веб-стандартам, поэтому некоторые элементы на странице могут отображаться некорректно. В этой связи, рекомендуется обновить Ваш браузер до последней версии или использовать альтернативные браузеры бесплатно, такие как Google Chrome, Mozilla Firefox, Yandex, Opera