16 января 2019

Отечественные учёные продемонстрировали возможность обнаружения белков с помощью биосенсоров на оксиде графена

В последнее десятилетие наблюдается большой интерес к высокочувствительным и селективным биологическим сенсорам на основе новых материалов. Такие сенсоры позволят быстро и с высокой точностью обнаруживать наличие различных заболеваний у человека. В зависимости от метода обнаружения в биосенсорах используют различные материалы: нанотрубки, разные полимеры, графен, традиционные микроэлектронные материалы и так далее. При этом для недорого и массового производства одним самых перспективных и гибким в использовании является оксид графена и его модификации.

В своей недавней работе учёные МИЦ «Композиты России» МГТУ им. Н.Э. Баумана продемонстрировали биологический сенсор на основе восстановленного оксида графена.

По словам разработчиков, они использовали полимерную подложку для придания сенсору гибкости и разработали такую форму проводящих областей, которая может быть легко интегрирована со стандартным разъемом для гибких шлейфов и провели ряд других оптимизаций.

«Есть много подходов, чтобы восстановить оксид графена, но есть два широко используемых и хорошо разработанных: химическое и термическое, — говорит Владимир Нелюб, директор МИЦ «Композиты России». – Однако в последнее десятилетие активно развивается группа методов, основанная на использовании лазерного излучения. Использование лазеров сочетает в себе положительные аспекты как химического, так и термического восстановления, а также позволяет управлять размером и формой уменьшенной площади».

На базе работ «Композитов России» удалось сформировать области восстановленного оксида графена и иммобилизовать на них биочувствительные агенты – аптамеры. В финале были проведены опыты по отклику сенсоров на таргетный белок-маркер и на контрольный белок.

Результаты опытов показали существенное различие в отклике на указанные белки, таким образом учёные МИЦ «Композиты России» подтвердили теоретические предпосылки работоспособности предложенной ими конструкции биосенсора и в дальнейшем займутся оптимизацией конструкции сенсора для создания коммерческих образцов таких устройств.