2 апреля 2015

Открытие фотодокументальной выставки «Инженер Б. Г. Луцкий — русский гений автомобилестроения Европы». К 150-летию со дня рождения

Открытие фотодокументальной выставки «Инженер Б. Г. Луцкий — русский гений автомобилестроения Европы». К 150-летию со дня рождения

 2 апреля 2015 г. в 18-30 Дом русского зарубежья им. А. Солженицына и Музей индустриальной культуры приглашают на открытие фотодокументальной выставки «Инженер Б. Г. Луцкий — русский гений автомобилестроения Европы» (к 150-летию со дня рождения).

На выставке впервые в России будут представлены фотографии, документы, чертежи, патенты, газетные публикации и письма, хранящиеся в архиве компании «Даймлер» (Германия), Российском государственном военно-историческом архиве (Москва), Российском государственном архиве военно-морского флота (Санкт-Петербург), Центральном государственном историческом архиве (Санкт-Петербург), а также документы из личных коллекций исследователя, журналиста Ф. Б. Лапшина (Москва) и кандидата исторических наук, доцента А. В. Фирсова (Европейский университет, Черкассы, Украина).

Биографическая справка

Имя Бориса Григорьевича Луцкого (1865—1943?), гениального изобретателя и конструктора, до недавнего времени было незаслуженно забыто. Большую часть своей жизни Луцкий прожил в Германии. Его вклад в развитие мирового машиностроения огромен. В конце XIX — первой половине XX века Луцкий был самым известным изобретателем не только Европы, но и всего мира.

Диапазон разработок Б. Г. Луцкого был необычайно широк. Он создавал оригинальные конструкции автомобилей, моторных яхт и самолетов, разные виды двигателей и их узлов, многие из которых используются и по сей день.

Борис Григорьевич Луцкий родился 15 (3 по старому стилю) января 1865 года в городе Бердянске Таврической губернии, в купеческой семье. В 1875 году поступил в Константиновское реальное училище в Севастополе. После его окончания был как один из лучших учеников откомандирован за границу, в Мюнхенскую высшую техническую школу.

В 1885 году, еще во время учебы, Луцкий первым в мире сконструировал вертикальный двигатель внутреннего сгорания, у которого коленчатый вал располагался не над цилиндром, а под ним. Это было революционное новаторство в моторостроении. Созданный студентом Луцким двигатель стал прототипом всех последующих ДВС.

Через год Луцкому был выдан диплом инженера-механика. После защиты дипломной работы он уехал в Россию отбывать воинскую повинность.

В следующем году Луцкий вернулся в Германию и начал инженерную деятельность на Мюнхенской машиностроительной фабрике «Ландес». Здесь он изготовил вертикальный четырехтактный газовый ДВС мощностью 3 лошадиные силы, ставший сенсацией на Мюнхенской выставке силовых машин для малого бизнеса 1888 года. Немецкая фабрика «Кёберс Айзенверк» купила права на патенты молодого инженера, и в конце 1888 года Луцкий переехал в Гарбург, где находилась фабрика. В 1889 году на Гамбургской выставке двигатели фабрики «Кёберс Айзенверк», созданные по патентам Луцкого, получили золотую медаль. В 1890 году на Бременской торгово-промышленной выставке двигатели Луцкого также были награждены золотыми и серебряными медалями.

В конце 1890 года руководство одной из самых крупных промышленных компаний Германии — «Машиностроительного акционерного общества в Нюрнберге» — пригласило двадцатипятилетнего Луцкого на работу в качестве главного инженера и конструктора газовых и бензиновых двигателей. Работая в компании, Луцкий создал несколько оригинальных типов двигателей. Один из них — «безопасный» бензиновый ДВС, в котором впервые был применен распылитель для впрыскивания горючей смеси в камеру сгорания. Другой тип — батарейный двигатель (1894), самый оригинальный ДВС за всю историю моторостроения: в нем впервые использована идея адиабатного процесса для повышения КПД и снижения расхода топлива. В том же году Луцкий спроектировал оппозитный двигатель, где цилиндры были расположены друг напротив друга.

В Гарбурге и Нюрнберге Луцкий занимался также разработкой моторизованных транспортных средств, которые в 1893—1894 годах удостоились золотых медалей на многих выставках.

30 апреля 1897 года Борис Григорьевич основал в Нюрнберге собственную компанию под названием «Общество по строительству автомобильных экипажей системы Луцкого». В том же 1897 году Луцкий как один из самых авторитетных автомобилестроителей Европы стал соучредителем Европейского автомобильного союза, а представители крупного немецкого капитала Макс Дуттенхофер и Вильгельм Лоренц пригласили его на должности директора в берлинский консорциум «Альгемайне Моторваген Гезельшафт» и технического консультанта в компании «Даймлер-Моторен-Гезельшафт». Луцкий принял предложение и в 1898 году переехал в Берлин, где открыл и представительство своей фирмы.

В том же году Луцкий вместе с Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом создали первый в мире грузовой автомобиль классической компоновки. Изготовленный в Каннштатте пятитонный грузовик был в июне 1898 года представлен на международной автомобильной выставке в Париже и поразил зрителей своими огромными размерами. При конструировании грузовика компания «Даймлер-Моторен-Гезельшафт» использовала так много разработок Луцкого, что позже, в 1900 году, его было решено назвать именем изобретателя.

В 1899 году на Первой международной автомобильной выставке в Берлине сразу 12 экспонатов, созданных Луцким, получили золотые медали.

В том же году под руководством Луцкого консорциум «Моторфарцойг унд Моторенфабрик» создал легковой автомобиль под названием «Феникс» — именно он стал непосредственным предшественником знаменитой модели «Мерседес» 1901 года. На первом «Мерседесе» был установлен четырехцилиндровый рядный ДВС вертикального типа, разработанный Луцким.

Весной 1900 года Луцкий экспонировал свои автомобили на Всемирной выставке в Париже, где они были награждены серебряной медалью. На этой выставке он познакомился с начальником главного управления кораблестроения и снабжения Императорского российского флота вице-адмиралом Владимиром Верховским (1837—1917). Это знакомство в дальнейшем изменило всю жизнь изобретателя. Адмирал поручил Луцкому разработать моторы для подводных лодок и военных катеров. А уже летом на него возложили также наблюдение за строительством российских военных кораблей в немецком Киле, для чего Луцкий был назначен неофициальным атташе (техническим экспертом) при посольстве России в Берлине.

С 1900 по 1904 год Борис Григорьевич создал целую серию двигателей для кораблей российского военно-морского флота. Из-за недостаточной технической оснащенности российских заводов моторы Луцкого строились в Германии и Франции. Необходимо отметить, что на многих немецких предприятиях Луцкий состоял одним из компаньонов или директоров.

В 1901 году Луцкий разработал для первой боевой подводной лодки Российской империи «Дельфин» двигатель мощностью 300 лошадиных сил — первый в мире шестицилиндровый двигатель внутреннего сгорания, установленный на подводной лодке. А в 1903 году он спроектировал для российского эсминца водоизмещением 350 тонн двигатель мощностью 6000 лошадиных сил! Это был первый ДВС такой гигантской мощности.

В 1904 году для испытания двигателей, создаваемых для военно-морского флота Российской империи, Луцкий построил две моторные лодки — «Лукерья» и «Царица». Лодка «Царица» принимала участие во многих соревнованиях. Всемирно известной она стала в 1907 году после участия в Рейнской регате, где показала абсолютный рекорд скорости — 50,8 км/ч. На ней был установлен 500-сильный шестицилиндровый реверсивный ДВС конструкции Луцкого. За счет использования реверсивного механизма лодка «Царица» могла двигаться задним ходом.

Параллельно Луцкий продолжал создавать автомобили. 30 апреля 1901 года в Петербурге он представил императору Николаю II и группе официальных лиц пятитонный грузовик с двухцилиндровым двигателем «Феникс» мощностью 10 лошадиных сил. Летом 1902 года два автомобиля (легковой и грузовой) конструкции Луцкого приняли участие в военных маневрах под Курском. С 1902 года началось сотрудничество Луцкого с российским акционерным обществом «Г. А. Лесснер». Заводы этой компании по заказу морского ведомства прооизводили двигатели и автомобили, разработанные Луцким. Всего в 1904—1909 годах было выпущено около 100 легковых и грузовых автомобилей, в частности машина для главы царского правительства Сергея Витте (в 1906 году).

С 1908 года Луцкий занялся авиацией. В этом году немецкая фирма «Аргус» пригласила его на должность технического директора для разработки авиационных двигателей. Здесь Луцкий создал целую серию моторов мощностью от 50 до 150 лошадиных сил, которые с большим успехом использовались многими компаниями Германии и других стран. В том же 1908 году для Уилбура Райта (старшего из братьев Райт, совершивших первый в мире полет на аэроплане с ДВС) Луцкий сконструировал двигатель мощностью 75 лошадиных сил.

В 1909 году по заданию российского правительства Луцкий разработал и построил в мастерских компании «Даймлер-Моторен-Гезельшафт» в Штутгарте свой первый самолет. Его называли геликопланом, так как он сочетал свойства самолета и вертолета; в частности, в нем был предусмотрен вертикальный взлет и посадка. Геликоплан Луцкого был в первые годы авиации самым большим в мире самолетом и первым двухмоторным самолетом, поднявшимся в воздух.

В том же году Луцкий разработал 100-сильный рядный авиационный двигатель «Аргус», один из наиболее успешных двигателей того времени. Его использовал при создании своих первых самолетов наш соотечественник, знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский.

В 1910 году Луцкий построил второй самолет, который по заложенным в него концепциям на десятилетия опередил время. В основу его конструкции легла идея воздушного торможения за счет реверса винта, нашедшая впоследствии широкое применение в авиации.

К началу Первой мировой войны Луцкий находился в Германии. Как иностранному подданному, ему было запрещено покидать ее пределы. Из-за своего «невыездного» статуса находящийся под наблюдением немецкой полиции Луцкий ничем не мог помочь Родине в этот тяжелый период. Его отсутствие в России негативно сказалось на обороноспособности российского государства.

И все же Луцкий не сидел сложа руки. Вероятно, ему, прожившему в Германии к тому моменту 32 года и имевшему награды за заслуги перед этой страной, а также мировую известность, было позволено вести конструкторскую и изобретательскую деятельность. Поскольку заниматься созданием боевых самолетов Борис Григорьевич, как патриот Отечества, естественно, не мог, он перешел к совершенно мирному делу — усовершенствованию колес для транспортной техники.

После окончания Первой мировой войны, летом 1919 года, Луцкий возвратился на Родину, в селение Андреевка, и пробыл там около полутора лет. В это время Борис Григорьевич продолжал заниматься конструкторской и изобретательской деятельностью. Из Андреевки он послал в патентные ведомства Англии, Франции, Америки и других стран более 20 заявок на выдачу ему патентов на изобретения. Но из-за разгоревшейся Гражданской войны Луцкий был вынужден снова уехать в Германию.

В конце 1920 года инженер создал в Берлине собственное предприятие под названием «Завод Луцкого», изготавливавшее по его патентам пневматические ступицы для колес транспортных средств. С 1920 по 1925 год он запатентовал в разных странах мира десятки изобретений, связанных с усовершенствованием колес.

В 1932 году Луцкий изобрел уникальные сферические пустотелые колеса, которые он использовал при создании самолета-амфибии и одноколейного двухколесного автомобиля. Этот автомобиль в качестве дешевого «народного» транспортного средства Луцкий через посредничество немецкого авиатора и промышленника Гельмута Гирта в 1936 году предлагал советскому руководству.

Хотя судьба сложилась так, что Борис Луцкий почти всю жизнь прожил за границей, он всегда оставался патриотом своей Родины. Даже в патентах на изобретения он неизменно подчеркивал связь с ней, отмечая в них, что является подданным Российской империи (до 1919 года), подданным России (1919—1924), гражданином Российской республики. После 1932 года Луцкий стал указывать в патентах, что он бывший подданный императора России, в настоящее время не имеющий гражданства.

Борис Григорьевич Луцкий так много сделал для России, что за заслуги перед ней был в 1904 году награжден орденом Святого Станислава. В 1906 году Николай II пожаловал ему звание потомственного почетного гражданина Российской империи, а в 1911 году — дворянство. При этом его фамилия была изменена на Луцкой.

К сожалению, до сих пор неизвестна дата смерти и место захоронения Луцкого. По информации адресных книг Берлина за 1940—1943 годы можно предположить, что в 1943 году он был еще жив и проживал по адресу: Берлин, Виктория-Луиза-Плац, 1.

Ознакомиться с экспозицией можно до 30 апреля 2015 г., в холле 5-го этажа, в часы работы ДРЗ.

Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2.
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая).
Тел.: (495) 915-10-80.

 

Ваш браузер — Internet Explorer

К сожалению, этот браузер уже устарел: он уже не поддерживает новые веб-технологии и не соответствует современным веб-стандартам, поэтому некоторые элементы на странице могут отображаться некорректно. В этой связи, рекомендуется обновить Ваш браузер до последней версии или использовать альтернативные браузеры бесплатно, такие как Google Chrome, Mozilla Firefox, Yandex, Opera