7 ноября 2006

17 октября 2006 года в Московском Государственном Техническом

Московский государственный технический университет

им. Н.Э. Баумана

Пресс-релиз 

17 октября 2006 года в МГТУ  им. Н.Э. Баумана по инициативе его ректора Федорова И.Б. состоялся международный семинар по проблемам реализации Болонского процесса. На семинаре были представлены вопросы гармонизации систем высшего образования на уровне трех ведущих стран:   Германии, Франции и России. Особо хочется отметить тот факт, что впервые данные вопросы были рассмотрены не на уровне министерств, а на уровне самих Высших Учебных Заведений.

В семинаре приняли участие: профессор Рудольф Шиллинг -  вице президент одного из ведущих вузов Германии - Технического Университета Мюнхена, Удо Линденман – декан того же университета, Брюно Корваль – член Европейской ассоциации по обеспечению качества образования, профессор Лео Винсен -  проректор по международным связям Высшей Центральной школы Лиона, профессор Жан – Карлос Ролон – представитель Высшей Центральной  школы Парижа. С российской стороны выступали – Борис Сазонов – представитель Федерального Института Развития образования,  а также проректор по учебной работе МГТУ им. Н.Э. Баумана – Евгений Юдин.

Представители вузов трех стран познакомили собравшихся со своей системой высшего образования. При этом  особое внимание было  уделено каждым из выступавших своему национальному компоненту. Участники затронули такие важные вопросы, как развитие многоуровневой системы образования, повышение качества образования и мобильности между Вузами различных стран.

Как подчеркнул в своем выступлении Рудольф Шиллинг – знание не знает никаких границ. Поэтому очень важно развивать партнерство между странами в области высшего образования.

Особое внимание было посвящено вопросам развития двух уровневой системы образования по подготовке на степень бакалавра и магистра. По мнению Рудольфа  Шиллинга: «Степень бакалавра – это дверь в более высокие степени обучения». Данная  степень позволяет приобрести только фундаментальные знания и навыки.  В Германии стандартные периоды обучения на степень  бакалавра составляют от 3 до 4 лет. Для особого рода занятий предлагается получение второго диплома на степень магистра. Данная степень углубляет научную подготовку в различных областях. Она должна быть стандартной со сроками от 1 до 2 лет. Важное условие для  обучения на степень магистра – это наличие диплома бакалавра. Магистр – расширяет и углубляет знания, полученные за предыдущие годы обучения. Таким образом, «Бакалавр открывает двери, а магистр – следует цели».

Большое внимание было уделено вопросам международной мобильности между университетами различных европейских стран. Затрагивались на семинаре проблемы  взаимного обмена студентов между различными университетами внутри отдельной страны, а также за ее пределами. Чтобы обеспечить работу данного механизма, необходимо создать общие требования по подготовке на степень бакалавра. По мнению Бориса Сазонова, ключевая задача: либерализация системы образования и приведение механизма системы образования в соответствие с новыми социальными и экономическими условиями. К 2007 году планируется завершить работу по введению стандартов и руководящих принципов в обеспечении качества, разработке национальных структур и квалификаций,  присуждении и признании совместных степеней, создании возможностей для гибких траекторий обучения.  К 2010 году необходимо обеспечить достаточный уровень автономии ВУЗов. Это даст вузам  возможность  развития новых направлений подготовки специалистов. Необходимо также создание национальной системы квалификации России, основные элементы которой будут  направлены на обеспечение качества.  Следующий  блок проблем  - официальное признание документов об образовании и ключевые компетенции. С этим же связано и признание базовых принципов европейской системы перезачета кредитов.

В своем выступлении первый проректор – проректор по учебной работе Евгений  Юдин, затронул вопрос о довузовской подготовке. Он подчеркнул, что в ФРГ и Франции ведется большая работа со старшеклассниками по подготовке их к учебе в вузе. К сожалению, в России эта работа поставлена не на должном уровне. В этих условиях, несмотря на введение ЕГЭ,  необходимо всячески развивать альтернативные программы для абитуриентов, в частности олимпиады и творческие конкурсы, подобные программам «Шаг в будущее» и «Космонавтика». «Этим программам уже более 15 лет и они обеспечивают нашему университету  10% набора. Причем это студенты, которые хорошо учатся, так как они пришли на учебу в МГТУ им. Н.Э. Баумана после сделанного ими выбора».  По его словам, в Думе ведется работа по подготовке законодательного акта «о многоуровневой системе образования», и параллельно с ней ведется подготовка стандартов 3-го поколения  (2-х уровневые программы  бакалавр + магистр, система зачетных единиц). Одна из задач - расширить  подготовку на степень магистра и параллельно с ним методически перестроить курс с учетом зачетных единиц, содержательную часть сохранить полностью, изменить только методику.

Касаясь проблем мобильности, выступающие подчеркнули, что  правительствам  необходимо обеспечить хорошее партнерство между странами и активно внедрить студентов в процесс обучения.

Профессор Жан – Карлос Ролон,  говоря о проблеме сотрудничества бизнеса и университетов, отметил, что  «компаниям нужны инженеры, которые знают, что нужно сделать, но не знают зачем»  (инженеры-бакалавры). Тогда как, «Инженеры общего профиля анализируют и решают  сложные проблемы». А

высокие зарплаты  требуют высокий уровень  подготовки специалистов. И тут важна поддержка правительства, которая позволит обеспечить студентов материальной базой, дающей возможность быть мобильными.

Профессор Удо Линдеманн сказал, что по его мнению: «Качество образования зависит от того, чего ждут от студентов, от их способностей и знаний». Отсюда следует, что нужны общие данные о процессах подготовки на бакалавра и магистра. Важно учитывать различие в культурах, традициях, а также знание языка. На данный момент имеется сложная ситуация,  так как нет материального фонда и нужного персонала. Необходима  система гибкого образования, учитывающая вышесказанные  особенности.

Брюно Корваль – член Европейской ассоциации по обеспечению качества образования,  считает, что «усиление привлекательности высшего европейского образования - цель развития мобильности в Европе». Для этого регулярно проводятся собрания европейской комиссии по оценке качества образования.

«Есть стандарты, и мы будем над ними работать в связи с изменениями, происходящими в мире… есть колоссальные трудности в этих стандартах. И поэтому так  важно перевести их на другие языки » Необходимы три оценки  качества образования: внутренняя -  проводимая самим вузом, внешняя оценка - агентства по контролю за качеством образования и оценка работы самих агентств, «чтобы достичь максимальной достоверности».

Доцент МГТУ Андрей Филиппович рассказал об опыте  кафедры системы обработки информации по  реализации 2-х уровневой системы образования.  Введено  новое вспомогательное понятие – «компетенции» на кафедре. Как и кредиты компетенции  -  оценка знаний     студентов. Компетенция бывает общей и продуктовой. Продуктовая – когда студент работает применительно к конкретной области специализации (продукту), а общая – когда студенты способны работать по общему профилю. При этом он отметил, что «формальный перевод наших оценок в кредиты недопустим».

В целом общее мнение участников дискуссии показало необходимость активного участия вузов в Болонском процессе. Но при этом необходимо сохранить все лучшее, что создано национальными системами образования всех стран участниц. А для этого уже в марте 2007 года решено провести международный семинар трех вузов по механотронике, на котором, и будут в, частности, обсуждены  проблемы Болонского процесса для конкретной специальности. Решено также выработать критерии взаимного признания программ и стандартов образования по 5 ведущим специальностям всех  трех  университетов.

 

 

 

Пресс-служба МГТУ им. Н.Э.Баумана

Андрей Волохов

Тел.: 263 68 38

М.Т.: +7 916 202 7006

E-mail: press1@bmstu.ru

 

 

Ваш браузер — Internet Explorer

К сожалению, этот браузер уже устарел: он уже не поддерживает новые веб-технологии и не соответствует современным веб-стандартам, поэтому некоторые элементы на странице могут отображаться некорректно. В этой связи, рекомендуется обновить Ваш браузер до последней версии или использовать альтернативные браузеры бесплатно, такие как Google Chrome, Mozilla Firefox, Yandex, Opera