20 марта 2019

Как рождается бизнес

20 марта состоялась встреча с бывшим киберспортсменом, а ныне успешным бизнесменом, владельцем многопрофильного холдинга в области информационных технологий (ИКС Холдинг), Антоном Черепенниковым. Антон, в прошлом студент кафедры «Информационная безопасность» (ИУ-8), пришел рассказать студентам о своем пути в бизнес, предостеречь от танцев на уже опробованных граблях и дать дельные советы будущим предпринимателям.

Во время учебы в школе и университете Антон серьезно увлекался компьютерными играми и верил, что за киберспортом будущее. Он решил превратить свое увлечение в бизнес.  В 17 лет на десять тысяч долларов, полученных от родителей, основал киберспортивный стартап. По словам Антона, лучшими инвестициями в то время стали покупка нового пальто и печать красивых визиток. Первоначальный капитал был быстро потрачен, а его киберспортивный стартап обернулся полным провалом.

После неудачи со стартапом Антон устроился в небольшую компанию по продаже картриджей. Там он начал понимать, как устроен бизнес, как работает бухгалтерия и другие подразделения - получал и знания, и зарплату.

- Большинство ребят, которых я видел, основывали стартапы на одной идее/технологии. Вероятность успеха стартапа даже меньше вероятности успеха в покере. Один Facebook на тысячи неплохих идей. Очень важно понять, как именно работает бизнес с точки зрения базовых финансов, базовой бухгалтерии, базовой организации. Если же вы группа молодых ребят, которые верят в свою идею, но не имеют ни опыта, ни опытного партнера, то мой вам совет – идите работать. Сначала получите опыт за чужие деньги, а потом думайте о своем бизнесе. После провала киберстартапа я работал днём в маленькой компании, а вечером инвестировал деньги и оставшиеся силы в свою идею. Это было непросто. Но стартап как ребенок – рождается через боль, через труд, через обиды. Если вы новичок в бизнесе, то такой вариант – лучшее решение. Вы учитесь основам, учитесь взаимодействию с коллегами, а вечером занимаетесь своей идеей. Если идея верная, то вы рано или поздно создадите на этом бизнес. Вообще существует мнение, что любая идея – верная, вопрос только в актуальности. В 2000 году моя идея с киберспортом была верной, просто не было быстрого интернета, стриминговых платформ и таких масштабных игр. А в 2010, когда я вернулся в киберспортивный бизнес, это стало актуально.

Неотъемлемая часть стартапа – поиск финансирования, привлечение инвесторов. Каждый инвестор желает знать, как проект будет приносить деньги. Поэтому создателю стартапа необходимо понимать финансовую модель, монетизацию, как он придет к точке окупаемости. Большинство ребят не могут или забывают связать выручку с расходами, поэтому оказываются в невыгодном свете перед инвесторами. В своем первом стартапе Антон не разработал бизнес-модель, не рассчитал время «поедания денег», которое оказалось коротким – пять месяцев по две тысячи долларов каждый, а дожить до следующего вливания денег не было возможности.

Антон начал расспрашивать студентов, что они знают о стартапах, встречали ли термин «раунд». Оказалось, что бауманские технари, как и многие потенциальные стартаперы, не знакомы с моделями венчурного финансирования.

- Кажется, я говорил с вами на непонятном языке. Профессиональная деформация, увы. Модель раундов, когда вы постепенно привлекаете инвесторов (по раундам), и постепенно растет стоимость каждого процента вашего стартапа, применяется в Силиконовой долине. Но я могу сказать, что большинство на старте выживает с другой моделью – не про оценку, а про конкретный переход денег. При модели раундов ваш бизнес может быть в минусе – так Netflix до сих пор «ест деньги», и задача в такой модели – дожить до крупного раунда. Другая модель - «cashcow», когда бизнес начинает приносить деньги, и вы живёте на заработанное. В России лучше идти второй моделью. Большинство наших инвесторов очень нетерпеливые, и уже через два года будут спрашивать: «А деньги-то где?». На этом этапе очень многие обжигаются, поэтому в стратапе, да и в любом бизнесе, нет ничего важнее команды. Очень тщательно выбирайте людей, с кем собираетесь идти далеко, и очень тщательно выбирайте инвесторов. Может случиться так, что с вас постоянно будут требовать отдачу, которой не будет первое время. Необходимо понимать, с кем вы работаете, и кто ваша команда. Как бы красиво я не рассказывал свою историю, без команды я бы ничего не добился. Заберите у меня программистов, и я ничего не смогу сделать.

По мнению  Антона, есть три фактора фактора успеха технологического стартапов - команда, продукт, и рынок, его ёмкость. Большую роль играет отрасль идеи. К факторам успеха личночности он отнес репутацию, интеллект и умение управлять. Его цель сегодня  - построить крупнейшую IT-компанию в Восточной Европе.

 

Фоторепортаж

Как рождается бизнес Как рождается бизнес Как рождается бизнес Как рождается бизнес Как рождается бизнес Как рождается бизнес Как рождается бизнес Как рождается бизнес Как рождается бизнес

Ваш браузер — Internet Explorer

К сожалению, этот браузер уже устарел: он уже не поддерживает новые веб-технологии и не соответствует современным веб-стандартам, поэтому некоторые элементы на странице могут отображаться некорректно. В этой связи, рекомендуется обновить Ваш браузер до последней версии или использовать альтернативные браузеры бесплатно, такие как Google Chrome, Mozilla Firefox, Yandex, Opera